Рынок кредитования малого и среднего бизнеса в 2006 году, по оценкам банковских аналитиков, вырос на 40-50% и достиг 60 млрд. долл. Тройку лидеров по числу выданных кредитов малому и среднему бизнесу со значительным отрывом возглавил Сбербанк (76,3 тыс. кредитов). Второе место занял Банк Уралсиб - почти 26 тыс. кредитов, а третье место - МДМ-Банк - 19,6 тыс. кредитов.
Лидером по темпам роста стал ВТБ 24, увеличивший число кредитов за 2006 год с 1,2 тыс. до 9 тыс. шт. Вторым стал Росбанк: рост с 1,4 тыс. до 6,1 тыс. шт. Третье место занял банк "Возрождение", его объемы выросли с 0,5 тыс. до 1,1 тыс. выданных кредитов.
Хорошая динамика рынка кредитования малого и среднего бизнеса очевидна, спрос на такие кредиты велик, а многие банки только начинают приходить на этот рынок кредитования. Появление новых кредитных программ и смягчение условий выдачи кредитов дает возможность охватить ту часть малого и среднего бизнеса, которая раньше не могла позволить себе кредиты.
Этот рынок только начинает активно развиваться, поэтому риски по таким кредитам банки оценивают весьма высоко, что и объясняет высокие проценты и жесткие условия получения денег. Банки стараются обезопасить себя, требуя от компаний полной прозрачности их работы, обеспечения залога, а также безубыточной работы в течение определенного периода.
Тем не менее этот рынок является весьма интересным для банков в силу его высокой доходности - ставки по таким кредитам находятся на уровне 15-18% при значительных суммах самих кредитов. С точки зрения диверсификации кредитных портфелей банкам выгоднее кредитовать малый бизнес, а не крупный, ведь риски работы с большим количеством кредитов на небольшие суммы меньше, чем с несколькими крупными займами.
Основными клиентами банков по программам кредитования малого и среднего бизнеса являются торговые компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, затем идут компании, работающие на рынке услуг, и производственные предприятия. По словам заместителя председателя правления Абсолют Банка Олега Скворцова, в портфеле их банка преобладают кредиты, выданные предприятиям, работающим в сфере торговли, - 56%, производство и услуги составляют соответственно 18% и 22%.
Хотя в 2006 году кредиты и стали доступнее, но они еще очень далеки до того, чтобы стать массовым продуктом. Даже программы господдержки кредитования коммерческими банками малого бизнеса не сильно улучшили ситуацию на рынке. Кредиты, выдаваемые по таким программам, хоть и предполагают компенсации первоначальных затрат на получение денег, но получить их по-прежнему довольно сложно. По таким кредитам чаще всего устанавливаются строгие условия для процентных ставок. Например, в Санкт-Петербурге установили максимальную ставку рублевых кредитов в 14% годовых, да и их получение сопряжено с множеством бюрократических трудностей.
Практическая невозможность получения кредитов подталкивает многие компании прибегать к альтернативе и использовать лизинг или факторинг, которые также активно развивались в 2006 году. Лизинговые программы позволяют компаниям приобретать в рассрочку производственные средства. Факторинг же дает возможность полностью обезопасить себя от неплатежей своих контрагентов, а условием для подписания факторингового соглашения для компаний является платежеспособность их партнеров. Таким образом, факторинг может позволить себе даже компания, не обладающая материальным обеспечением.
В 2007 году рынок кредитования малого и среднего бизнеса продолжит развиваться. Следует ожидать появления большего количества участников этого рынка, а значит, усиления конкуренции и, как следствие, повышения лояльности к заемщикам, смягчения условий кредитования и снижения ставок по кредитам.
Полную версию рейтинга смотрите на www.finolymp.ru