Москву лишили права контролировать качество бензина и чистоту столичных вод

Казалось бы, борьба столичных властей и нефтяного лобби закончилась в пользу Москвы, когда Верховный суд России признал законными требования правительства столицы к качеству моторного топлива. Не тут-то было.

Еще в июле прошлого года в правительство РФ должен был быть представлен проект Специального технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам". Первоначально документ готовился Ростехрегулированием в виде федерального закона. Он предусматривал полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственных им государственных учреждений, осуществлять государственный контроль за соблюдением требований федерального закона к продукции при ее реализации потребителю.

Кроме того, в соответствии с ним субъекты Российской Федерации были бы вправе вводить ограничения обращения определенных экологических классов бензина автомобильного и дизельного топлива на соответствующей территории. Однако после заседания правительственной комиссии по техническому регулированию в Министерстве промышленности и энергетики РФ в конце февраля нынешнего года проект специального технического регламента планируется к выпуску постановлением правительства РФ. Это значит, что мнения субъектов Федерации при подготовке проектов специальных технических регламентов учитываться не будут (в соответствии с регламентом правительства РФ проекты актов правительства РФ не будут направляться для подготовки предложений в субъекты Федерации). Все полномочия по контролю за качеством моторного топлива в столице федеральные власти намерены передать Ростехрегулированию (бывшему Госстандарту).

По словам Леонида Бочина, принято решение увеличить численность этого ведомства с 644 человек более чем в два раза - до 1450. Но прежде всех этих людей нужно обучить, разработать необходимые нормативные документы, наработать опыт. Это значит, что в течение полутора-двух лет нефтяной рынок может оказаться в бесконтрольном состоянии. И это при том, что уже сейчас в столице даже при жестком контроле качества топлива со стороны Москвы каждый четвертый литр топлива в городских АЗС - суррогатный.

По словам Бочина, правительство РФ отклонило все поправки, предложенные Москвой в действующее законодательство по вопросам охраны окружающей среды. В частности, поправки, предлагающие ввести уголовную ответственность за продажу некачественного моторного топлива, ужесточить наказание за строительство в водоохранной зоне, незаконную парковку автомобилей вдоль проезжей части.

"Я хотел также довести до сведения москвичей и гостей столицы, что вся вина за загрязнение Москвы-реки, Яузы и других водных объектов лежит на Ростехнадзоре", - заявил Бочин. Дело в том, что Ростехнадзор не передает местным властям полномочий по контролю за качеством поверхностных вод. Претензии по поводу качества атмосферного воздуха в столице: а именно загазованность и негативное влияние на экологию, которое оказывают промышленные предприятия, жители Москвы должны также адресовать Ростехнадзору, а не столичным властям.

Что касается предложения мэра стимулировать москвичей покупать малолитражные автомобили, то, по словам Бочина, департамент природопользования и охраны окружающей среды вместе с департаментом транспорта и связи Москвы планируют до конца года внести на рассмотрение Мосгордумы законопроект, предусматривающий льготы для владельцев малолитражных автомобилей. В частности, он заявил, что в новом документе все автомобили разобьют на классы, будет прописан комплекс льгот для владельцев автомобилей, наносящих наименьший вред природе, а также выработан механизм выплат компенсаций владельцам малолитражных автомобилей.

Кстати

Как заявил вчера руководитель департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц, в прошлом году в столице было использовано более 3,5 миллиона тонн бензина, дизельного и других видов моторного топлива. Столичный автопарк вырос на 180 тысяч автомашин и достиг около 3 миллионов, а к 2010 году его общая численность составит 4 миллиона.