Юрий Любимов снял свой спектакль с конкурса "Золотая маска" в знак протеста

Накануне собственного 90-летия создатель "Таганки" решил, что ему не к лицу и не по летам участвовать в конкурсе, который до сих пор не почтил своим вниманием ни один его спектакль.

Вслед за Любимовым свой спектакль "Каменный гость, или Дон Жуан мертв" снял Анатолий Васильев. Видимо, ему показалось невозможным представлять на фестивале театр, где он больше не является руководителем, по крайней мере "де факто". Так афиша "Маски" неожиданно похудела, но тем не менее продолжает представлять серьезную проблему для финального вердикта.

Номинировано более 50 спектаклей разных жанров из 9 городов России. Оценивать их, как всегда, будут два жюри. Музыкальное судейство возглавит художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета Юрий Кочнев. Председателем жюри по драматическому театру станет известный режиссер, народный артист Латвии Адольф Шапиро.

Затакт фестиваля уже прозвучал в начале декабря: в столицу приезжал Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым и двумя операми - "Фальстафом" Верди и "Поворотом винта" Бриттена. Знаменитый театр по традиции - один из основных претендентов на "Золотую маску". А только что Мариинка показала в Москве и два своих балета - "Ундина" (хореография знаменитого Пьера Лаккота) и "Новые имена".

Что касается драмы, то ее основные баталии развернутся после 27 марта. Но уже сейчас ясно, что эта программа выглядит мрачновато. Речь не о качестве - такое созвездие ярких событий и имен случается не каждый год. Скорее о сюжетах и темах, навязчиво одолевавших лучших российских режиссеров в прошлом театральном сезоне.

Заядлые театралы, возможно, уже прорвались на спектакль Льва Додина и его МДТ "Король Лир" (он был показан осенью в рамках фестиваля "Сезон Станиславского"). Его тяжелые, мрачные ритмы и смыслы, его аскетичное, метафизически плотное пространство (последняя работа великого мастера сцены художника Давида Боровского), его размышления о разрыве поколений, безусловно, станут одним из самых ярких событий фестиваля. Горячее дыхание современности слышно и во многих других спектаклях "Маски". Так, Александр Абдулов неистово отстаивает свое право на свободу в известном сюжете Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки" (Ленком, режиссер А. Морфов). Еще более роковые вопросы, обращенные к нашему сегодняшнему опыту, ставит Кама Гинкас в "Нелепой поэмке" по "Легенде о великом инквизиторе" из романа Достоевского "Братья Карамазовы". Спектакль Миндаугаса Карбаускиса "Рассказ о семи повешенных" Леонида Андреева в "Табакерке", где судят и казнят молодых террористов, тоже к разряду веселых не отнесешь.

Существенно определяет фестивальную картину мрачная семейная сага Николая Лескова "Захудалый род", впервые серьезно прочитанная Сергеем Женовачом и молодыми актерами его "Студии театрального искусства". Еще один молодой проект - театр художника Дмитрия Крымова, обосновавшийся в васильевской "Школе драматического искусства", - продолжает фестивальную тему трагического разрыва времен. Представленный в номинации "Новация" "Донкий Хот" стал их третьим совместным сочинением. Расчлененный и растасканный мировой культурой на множество мелких кусочков, "Дон Кихот" воскресает в нелепой, подслеповатой фигуре великана-поэта русского авангарда Даниила Хармса, исчезнувшего в сталинском лагере. Весь спектакль движется как похоронная и поминальная процессия.

В номинации "Новация" с этим спектаклем конкурирует экстравагантная работа радикального Андрея Жолдака "Федра. Золотой колос". Мария Миронова играет в нем одновременно сумасшедшую пациентку советской психушки и знаменитую греческую детоубийцу. Она превращает эту роль в исступленный и пылающий миф о современной женщине, разорванной на части трагическим ХХ веком. Так что впору вводить новую номинацию - "Самый мрачный спектакль сезона".

Стартует фестиваль тоже не самой веселой пьесой ХХ века -

27 марта, в Международный день театра, в рамках проекта "Легендарные спектакли ХХ века" московская публика вновь увидит спектакль немецкого "Берлинер Ансамбля" "Карьера Артуро Уи". Ее поставил выдающийся немецкий драматург Хайнер Мюллер. На роль диктатора приглашен выдающийся немецкий актер Мартин Вуттке.

Зато завершится фестиваль бодро и весело - 14 апреля на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится очередная церемония награждения лауреатов.

   "МАСКА" В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

За 17 дней крупнейшего театрального фестиваля России двум его жюри предстоит выбор из

137 претендентов на "Золотые маски" в 26 номинациях.

Если судить по числу номинантов, культурной столицей страны по-прежнему является Москва (38 - в драме, 29 - в музыкальном театре). На втором месте - Санкт-Петербург (15 - в драме и 16 - в музыкальном театре), на третьем - Екатеринбург (1 - в драме, 8 - в музыкальном театре).

За ними следуют Новосибирск (по 4 - в драме и в музыкальном театре), Уфа (5 - в музыкальном театре), Ростов-на-Дону, Челябинск и Якутск (3 номинанта). По одному номинанту выдвинули Петрозаводск и Пермь.

Бросается в глаза отсутствие постоянного фаворита "Маски" - Омска: еще в прошлом году сибирская театральная столица была удостоена 10 номинаций, в этом году - ни одной.

После перерыва, связанного с двумя пожарами и одной реконструкцией, возвращается в строй Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко: первые же две его премьеры на малой сцене (главная еще не была введена в строй) получили в общей сложности 10 номинаций - 6 в жанре оперы ("Так поступают все" Моцарта) и 4 в жанре оперетты и мюзикла ("Москва - Черемушки" Шостаковича). Зато вступивший в пору реконструкции многократный лауреат "Маски" театр "Геликон-опера" в числе номинантов не замечен.