Однако де-факто уже давно разделить интересы Московской и Тверской областей и в экономике, и в экологии, и в социальной сфере так же трудно, как заметить границу на трассе. Как определить, под чьей юрисдикцией московские дачники, приезжающие в свой дом на Селигер? По каким тарифам должны оплачивать проезд люди, работающие в Дмитрове, а живущие в Кимрах? Чья пожарная служба должна тушить торфяники на границе областей?
С целью взаимовыгодного разрешения всех вопросов де-юре и была создана Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Московской и Тверской областей с паритетным представительством Подмосковья и Твери.
Планы взаимодействия были составлены и утверждены обеими сторонами в прошлом декабре. О приоритетных направлениях, сроках реализации намеченного и первых итогах работы коллегии рассказывает корреспонденту "Российской газеты" ее участник, председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин.
Андрей Епишин | Первое заседание состоялось в декабре в Москве, вскоре предстоит собраться вновь, уже на территории Тверской области.
Одним из первых вопросов, выведенных на рассмотрение коллегии, был "транспортно-миграционный". По самым скромным подсчетам, десятки тысяч человек ежедневно пересекают границу областей. При этом в Московской области компенсация проезда льготникам составляет 170 рублей в месяц, а в Тверской - только 64 рубля.
Губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов сразу заявил, что в наших силах сделать этот проезд льготным на паритетных условиях. Задача - приоритетная для Коллегии, ее выполнение контролируют, в частности, департаменты социальной защиты областей (многие из тех, кто постоянно "пересекает границу": пенсионеры-дачники или не самые высокооплачиваемые слои трудящихся). По транспортной проблеме в перспективе также строительство совместных дорог, мостов и т.д. - и даже собственного межрайонного аэропорта в районе Клина и города Кимры.
Еще одно приоритетное направление сотрудничества - электроэнергетика. Тверская область производит 11 процентов электроэнергии в Центральном федеральном округе и планирует наращивать мощности, что, безусловно, очень пригодится Московской области как одному из крупнейших потребителей ресурсов. По предложению Бориса Громова незамедлительно создана совместная постоянная комиссия для координации вопросов, связанных с электроэнергетикой.
Российская газета | Андрей Николаевич, а какие направления совместной деятельности, помимо сотрудничества в сфере энергетики, могут стать наиболее выгодными для обеих областей?
Епишин | Трудно назвать хоть одну сторону жизнедеятельности, которая была бы лишена взаимного интереса. Вот пример. Как известно, Дубна имеет статус особой экономической зоны. А в планах у подмосковных и тверских властей - совместное освоение окрестных территорий. Наукоград, который сегодня базируется на территории Московской области, будет дальше развиваться уже в сторону тверской земли. Российский центр программирования, ядерно-физические и информационные технологии, нанотехнологии, фармакология, проектирование летательных аппаратов; если все планы реализуются, мы фактически получим свою Силиконовую долину.
Хочу заметить, что хотя инициирован проект госструктурами, воплощаться в жизнь он будет в основном за счет частного капитала. То есть к взаимной выгоде Московской и Тверской областей улучшается инвестиционная привлекательность вверенных нам территорий. Ряд крупнейших мировых компаний уже заявили о своем участии. Кроме того, проектируется медицинский центр, специализирующийся на высокотехнологичных лучевых методах лечения онкологических заболеваний. Доступ к его услугам будет равноправным для жителей как Московской, так и Тверской областей.
Таким образом, передовая форма государственно-частного партнерства позволит принести существенную пользу и Тверской, и Московской областям.
При увеличении инвестиций в области будет развиваться вся инфраструктура, а также это позволит увеличивать вложения в сферу социальную. То есть сотрудничество фактически будет выгодно каждому жителю областей-партнеров.
Есть в планах всестороннее развитие межрегионального взаимодействия торгово-промышленных палат, что позволит наладить прямые хозяйственные связи и встречные поставки продукции. Строительные организации Московской области будут привлекаться к реализации наших программ по строительству...
Мы совершенствуем законодательство, регулирующее налогообложение за пользование водными ресурсами; ведется серьезная работа в рамках эксперимента по распределению подоходного налога на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей.
Я не буду много рассказывать о совместной деятельности в области экологии, природоохранной деятельности, контроля над радиационной обстановкой, тушении лесных пожаров и т.д. - абсолютно очевидно, что в этих случаях никаких границ нет и быть не может, это вещи, которые касаются всех и каждого независимо от юрисдикции.
РГ | Существует расхожее мнение, что соседям труднее договариваться между собой, нежели живущим далеко друг от друга. Однако темпы работы Объединенной коллегии заставляют в этом усомниться. В чем, по-вашему, причина?
Епишин | Причин, как мне кажется, несколько. Есть объективные экономические: области-соседи подчас так тесно срастаются и переплетаются, что разграничение и разделение интересов фактически невозможно.
Однако тут вступает в действие как раз фактор субъективный. Задача областного руководителя - осознать это "сращивание" и использовать к взаимной выгоде и интересу. Наверное, история знает примеры, когда власти пытаются протестовать против очевидных факторов. Но, по моему мнению, такие действия свойственны не очень дальновидным людям. Наших руководителей - Бориса Громова и Дмитрия Зеленина - в этом не заподозришь. Наверное, именно поэтому, осознав назревшую необходимость, была выработана совместная программа действий, более того, - в рекордные сроки подписаны соответствующие соглашения. И сразу началась работа. Может быть, сыграло роль и то, что некоторые сотрудники государственного аппарата Тверской области, в том числе и ваш покорный слуга, - выходцы из Московской областной Думы. Мы не понаслышке знаем о ситуации в обеих областях, мы имеем прекрасный личный контакт с руководителями, мы более, чем кто бы то ни было, хотим взаимной пользы для Московской и Тверской областей.
Легче, наверное, объяснить наш выбор: очевидны огромные экономические успехи Московской области, достижения ее в социальной сфере. Поэтому для нас сотрудничество весьма выгодно: мы получаем не только партнера, но и достойный пример для подражания. Мы подписываем договор с теми, на кого можно и нужно равняться.
Ну а встречное стремление подмосковных властей работать совместно с нами, с моей точки зрения, в первую очередь объясняется подходом губернатора Громова: он видит в нашем сотрудничестве большие перспективы не только для регионов.
Он, как всем известно, человек даже не областного, а государственного масштаба. И поэтому, безусловно, делает все возможное для максимального улучшения жизни не только на территории, вверенной ему избирателями (жителями Московской области): все его действия стратегические и направлены на благо страны в целом. Чтобы жить хорошо, нужно дружить с соседями, верно? Особенно если эта дружба так выгодна и тем, и другим.
Тем более что благодаря Борису Громову и Дмитрию Зеленину отношения между территориями уже не просто добрососедские: "сотрудничество на основе принципов взаимного уважения, равноправия, партнерства и экономической выгоды" (цитирую по тексту подписанного соглашения) - гораздо больше и серьезнее, нежели близкое проживание. Рядом и вместе - не одно и то же, но, к счастью, для Московской и Тверской областей эти понятия стали синонимами.
Биографическая справка:
Андрей Николаевич Епишин родился в 1967 году. Окончил Московский физико-технический институт. Работал в Тверьуниверсалбанке (заместитель директора, затем - директор московского филиала), заместителем директора по экономическим вопросам Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук; был вице-президентом компании "Коми ТЭК"; возглавлял Институт социальных и правовых проблем. Был председателем комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Московской области.
Работа А.Н. Епишина высоко оценена губернатором Московской области Б.В. Громовым, в том числе знаком "За полезное".
С 2005 года Епишин входит в политсовет Тверского регионального отделения партии "Единая Россия". В 2005 году одержал победу на выборах в Законодательное собрание Тверской области по Кимрскому округу. На первом заседании Законодательного собрания 4-го созыва был избран председателем Законодательного собрания Тверской области.