07.03.2007 04:50
    Поделиться

    Сергей Степашин: Нас не может устроить 62-е место в мире по продолжительности жизни

    Сегодня сбережение народа - реальная государственная политика, реализуемая в форме приоритетных национальных проектов. По данным Росстата, численность населения к началу 2020 года составит 136,2 млн. человек, что на 7,3 млн. меньше, чем в 2005 году. И это при прогнозируемом росте рождаемости.

    Убыль населения будет определяться прежде всего его старением. С 2005 по 2020 годы трудоспособное население сократится на 13,6 млн. человек, что может нанести серьезный удар не только по экономике. Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до уровня в три раза меньше среднемирового, создаст опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире. Такова острота проблемы. И задача сбережения народа - это вопрос суверенитета страны, главным носителем которого, согласно Конституции РФ, является именно народ. Зависимость здесь простая: чем меньше народа - тем меньше суверенитета. Поэтому сегодня понятие "демографическая политика" для России выходит далеко за пределы статистики, анализа брачности, плодовитости и теории воспроизводства населения в целом.

    К слову сказать, Михаил Ломоносов почти два с половиной века назад начинал анализ этой проблемы со злоупотреблений и поборов чиновников, а не с демографических аспектов. Он изложил свою позицию по демографической "диспозиции" в России в "Рассуждениях о размножении и сохранении российского народа". Но подарок в виде рукописи, преподнесенный им на день рождения графу Ивану Шувалову, тогда пришелся не ко двору и не вызвал должного интереса у императрицы Елизаветы Петровны. А ее преемник Павел и вовсе пожелал оставить своему наследнику трактат лишь как пример опаснейшей инициативы.

    Сегодня задача "размножения и сохранения российского народа" стала еще более сложной и многогранной. Именно поэтому миссия обеспечения жизнеспособности и развития российского народа должна стать целеполагающей. И ее можно осуществить только как комплекс политических, юридических, экономических и иных мер, реализуемых не только в рамках приоритетных нацпроектов, но и национальной политики в целом.

    Приоритет угроз

    Нас не может устроить 62-е место России в мире по продолжительности жизни и 32-е - по индексу развития человеческого потенциала, да и второй, чуть более высокий показатель держится только за счет уровня советского образования.

    Президент России в посланиях Федеральному Собранию четко определил приоритеты в социальной политике, улучшается финансирование социально значимых расходов. Но результаты работы Счетной палаты РФ свидетельствуют, что одновременно с ростом ресурсных возможностей падает эффективность распоряжения ими органами власти всех уровней. И, по мнению большинства экспертов, одна из ключевых причин - отсутствие системного подхода и неразвитость проектного управления.

    Возьмем национальный проект "Здоровье". Казалось бы, он хорошо продуман и детально проработан. Но при этом стратегия нацелена на реализацию фрагментов системы здравоохранения как системы массового обслуживания, проектируемой на основе данных медицинской статистики. Отсюда выбор технологий, оборудования и распределение средств. При этом финансовые меры по стимулированию рождаемости, родовспоможению, строительство медицинских центров и дотации на производство медикаментозных препаратов могут быть продуктивны с точки зрения внутренней логики проекта, но малоэффективны в целом. Более того, если рассматривать не только сегодняшний спектр заболеваний, а потенциальную жизнеспособность населения, то выбранная стратегия может оказаться ошибочной.

    В этом плане успехи мировой и отечественной генетики по идентификации мутаций звеньев ДНК и рисков заболеваний (с учетом того, что в плане правительства есть законопроект о генной паспортизации населения) открывают новые принципиальные возможности по адресной медикаментозной политике и выработке защитных и профилактических мер. О перспективности такого подхода говорит опыт скандинавских стран, где была существенно снижена смертность от онкологических заболеваний за счет добавок в питьевую воду селена. Были приняты эффективные меры в Великобритании, США, Польше и в других странах.

    Да, вопросы генной паспортизации и формирования генетической карты страны крайне непросты, учитывая моральные, политические аспекты, а также риски, связанные с обеспечением безопасности личности и государства. А мы ведь еще не знаем точных объемов ввоза в страну генномодифицированных продуктов и последствий их потребления. Достаточно сказать, что США угрозу биологического оружия поставили на первое место, а ядерного - лишь на третье. И большинство выпускников и аспирантов биофака МГУ работают на американские биологические центры.

    Экология жизни

    Еще один важнейший фактор, который нельзя не учитывать, - экологические угрозы. Только один пример: Россия располагает крупнейшими запасами пресной воды, но при этом население потребляет худшую по своим характеристикам питьевую воду по сравнению не только с Европой, но и большинством стран мира.

    У нас на протяжении десятилетий наблюдается крайне пренебрежительное отношение к соблюдению элементарных норм защиты и строительству очистных сооружений. Старшее поколение хорошо помнит длительные дискуссии в прессе о судьбе озера Байкал, где хранится четверть объема пресной воды планеты. Ничего не меняется и сейчас - потребовалось вмешательство президента, чтобы отвести новую угрозу от этой природной жемчужины и изменить план строительства трубопровода.

    Безусловно, борьба за участие г. Сочи в проведении зимних Олимпийских игр - очень важная и престижная задача. Но от этого не становится менее острой проблема нехватки очистных сооружений на Черноморском побережье России. Равно как и развитие мегаполиса на базе Владивостока с деловым центром, аквапарком, зоной отдыха невозможно на базе имеющихся, а точнее, отсутствующих систем очистки стоков... Положение усугубляется введенными с января этого года изменениями в Градостроительный кодекс России, отменяющими требования экологической экспертизы реализуемых в стране проектов. При этом взамен пока не сформированы обещанные единые государственные экспертизы проектной документации и единый государственный строительный надзор.

    Без учета всего этого проблему демографии в России не решить. Именно под таким углом зрения должен оцениваться и баланс ключевых показателей качества всех нацпроектов в целом и каждого в отдельности.

    Лекарства - не панацея

    Следующим шагом должна стать выработка ключевых показателей качества обеспечения жизнеспособности и развития российского народа, в том числе с учетом многочисленных индикаторов бюджетирования, ориентированного на результат, разработанных правительством. В Счетной палате создана специальная рабочая группа, которая совместно со специалистами Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике займется этой проблемой.

    Учет данных показателей как приоритетных при подготовке целевых программ и в целом проектов бюджета на очередной срок мог бы способствовать поставленным целям. Безусловно, при этом необходимо определить ответственность за прогноз, целевые значения, результаты и последствия реализации задач обеспечения жизнеспособности населения страны. По мнению академиков

    В. Казначеева, В. Зубакова, профессора П. Ионова, Ю. Левина и других ученых, нынешняя методология совершенствования системы здравоохранения имеет концептуальный недостаток, поскольку не учитывает ряд принципиальных факторов. Рекомендуемые сегодня меры по ведению здорового образа жизни фактически больным населением явно недостаточны и могут лишь усугубить негативные тенденции.

    Медицинская статистика свидетельствует, что в России практически не осталось здоровых людей. По данным академика РАМН

    А. Баранова, 70 процентов девочек и 50 процентов мальчиков имеют проблемы в репродуктивной сфере. Сотрудники Государственной педиатрической медицинской академии в Санкт-Петербурге пришли к неутешительному выводу, что неблагоприятные условия для внутриутробного развития плода или родов наблюдаются в 90 процентах случаев. Больная мать и больной отец рождают очень больного ребенка. По статистике, только 8 процентов рожденных в России детей являются здоровыми, и регрессия нарастает год от года. Ухудшение здоровья приобрело форму эндоэкологической эпидемии.

    Синдром нарушенной эндоэкологии стал ключевой причиной падения не только общего уровня здоровья, но и изменения структуры заболеваний, патологии беременности, старения, и этот феномен неукротимо нарастает. И это нарастание, по мнению авторитетных специалистов, будет продолжаться, потому что компенсировать сегодня фармакологией, иммунологией, гигиеническими стандартами этот процесс невозможно. Игнорирование данных факторов может сделать неэффективной систему здравоохранения при любых финансовых вливаниях.

    Безусловно, российское государство не должно и не может быть государством здоровых идиотов. Резко возросшая историческая динамика, связанная с радикальным обновлением товаров, технологий, хозяйственных и социальных укладов, усугубляется разрушением в последние годы исторически сложившейся в России системы моральных и культурных ценностей. И это является одной из основных причин суицидов, пьянства, высокого уровня преступности, деградации нравов, сокращения на этой основе продолжительности жизни.

    Наметившийся в последнее время отход от отработанных на Западе технологий снятия социально-психологической напряженности по формуле три "С" - спорт, смех и секс, дополненных российскими СМИ четвертой "С" - страх, составляет сегодня основу телевизионных программ и требует решительной поддержки преодоления тенденций дезорганизации и социальной безысходности. Формирование и государственная поддержка системы взглядов, отражающих культурно-исторические ценности страны и моральную перспективу, представляется не менее важной и сложной задачей, чем обеспечение населения дешевыми таблетками. И эта проблема достойна статуса приоритетного национального проекта.

    Тем временем

    Вчера стало известно, что председатель Счетной палаты Сергей Степашин за большой вклад в укрепление и развитие государственного финансового контроля и многолетнюю добросовестную работу Указом Президента РФ награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

    Поделиться