Сегодня "РГ" представляет мнение партийцев, непосредственно вовлеченных в работу предвыборных штабов (но не вошедших в списки для голосования), остановившись на наиболее известных партиях, хотя, к сожалению, не всех (пресс-служба ЛДПР, несмотря на настойчивые просьбы, так и не нашла возможности дать оценку почти завершившимся кампаниям).
Вячеслав Володин, секретарь президиума Генсовета "Единой России":
- Наверное, эту кампанию нельзя назвать репетицией думских выборов, но можно говорить о том, что она во многом предопределит думские выборы. Так, многие партии сейчас обкатывают технологии. Возьмите ситуацию в Дагестане: там должно быть 50 партийных списков, а представители КПРФ принесли на регистрацию документы только по 49. Соответственно, партию не зарегистрировали. И что они делают? Проводят массовый митинг и после массового митинга, обвиняя власть в нежелании регистрировать и надевая одежды гонимых, приносят 50-й список, который, по действующему законодательству, был просто необходим, после чего партию регистрируют и вопросов не задают. Использование таких технологий, конечно, снижает доверие избирателей к выборам, что, на наш взгляд, недопустимо.
Для нас самым проблемным регионом стал Ставропольский край. Там достаточно жесткая борьба элит, причем в выборную кампанию было поднято очень много грязи.
Что касается противников, то на сегодняшний день КПРФ по всем рейтингам является второй партией во всех регионах (заметьте, я не хочу кому-то подыгрывать). Если говорить об эсерах, то они составляют конкуренцию нам в двух или трех территориях - не более того. Правда, для нас стало неожиданностью, что правые, которые по сути обобрали пенсионеров в годы реформ, сейчас заговорили о любви к ним. Ну здесь ничего, кроме технологий, не используется для того, чтобы завоевать голоса, потому что никаких конкретных шагов они не предпринимают.
Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе:
- Самый трудный регион для нас - Тюменская область. Она состоит фактически из трех субъектов - два округа и область, а у нас там не самая многочисленная организация. Потом там очень сильная организация РКРП, которую возглавляет депутат нашей фракции в Госдуме Виктор Тюлькин. Причем в Тюмени он нам не помогает, а действует против нас, так что там только на коммунистическом поле оказались две партии. Возможно, у нас будет тяжелая ситуация и в Дагестане.
Эти выборы очень тяжелые: из 14 регионов у нас по семи субъектам Федерации средний результат в 2003 году был около 10 процентов. Получается, что голосование там нельзя рассматривать как праймериз перед думской кампанией. В то же время я считаю, что Орловская, Омская, Самарская, Томская, Московская области должны улучшить свой результат. Неплохо должны показать себя регионы Севера - Мурманская область и Республика Коми, где резко просел рейтинг сторонников Жириновского, у которых там был традиционно большой результат.
В этой кампании возникла интересная ситуация: появились партии-спойлеры, которые используются другой партией для критики или уничтожения партии-противника. Вот у "Единой России" партии-спойлеры - это "Патриоты России" и ЛДПР. Потом сейчас заметно изменилась ситуация с появлением "Справедливой России", которая не только претендует на какие-то ресурсы, но еще и называет себя партией Путина. Так что СР не стала для нас основным противником, наоборот, эсеры оказались главным оппонентом "единороссов". И еще бы я отметил особенность: в каждом регионе кампании оказались достаточно уникальными, работающими со своей проблематикой. Например, в Питере - кампания городская, в городской кампании всегда большая доля пенсионеров, и в Питере ожидается, что явка будет менее 30 процентов, а значит, пенсионеров будет 60-70 процентов голосующих. Вот отсюда такое активное обсуждение пенсионных проблем.
Наталия Бородина, руководитель Департамента избирательных технологий "Справедливой России":
- Я считаю, что эта кампания уже дала два результата. Во-первых, удалось достичь возрождения выборов, когда есть из чего или из кого выбирать. Во-вторых, разрушена монополия "Единой России" на обладание всеми ресурсами, в том числе информационными. Каким бы ни оказался результат "Справедливой России", я считаю положительным тот факт, что мы сегодня видим по центральным телеканалам не только ЕР, но и другие партии. Вообще главное в этой кампании - выбор между программами партий, в которых предлагаются разные идеологемы.
Для нас не было ни одной легкой избирательной кампании. Так, в Ставрополе по сути случилось даже не партийное противостояние, это борьба двух лидеров, которые имеют разную точку зрения на развитие своего края - Александра Черногорова и Дмитрия Кузьмина (Черногоров - губернатор края, Кузьмин - мэр Ставрополя. - Прим. "РГ"). Если мы будем брать Самару, то здесь у нас тоже борьба личностей, Константин Титов и Виктор Тархов (губернатор области и мэр города. - Прим. "РГ"). Выборы в Питере я не могу назвать самыми конфликтными, просто они показали, что партия чиновников сама определяет, кому участвовать в выборах. А тот факт, что было снято "Яблоко" в Питере, с моей точки зрения, - стратегическая ошибка.
Конкурентом для нас на этих выборах является "Единая Россия", а партии левого толка в конечном счете своей риторикой утомили избирателя. С моей точки зрения, у "Патриотов России" слишком много общего с КПРФ, поэтому у избирателя все это смазывается - и по персонам, и по предлагаемым идеологемам. А проблема СПС в том, что они не смогли объединиться на правом фланге. Думаю, на этих выборах даже с левой риторикой правые не окажутся в числе победителей.
Антон Баков, секретарь Союза правых сил по выборам:
- Эту кампанию я впервые отследил по всем регионам, где она шла, и я немножечко в шоке. Дело в том, что все партии в каждом субъекте Федерации вели отдельную, не связанную с другими регионами кампанию. Складывается впечатление, что все эти партии приватизированы региональной бюрократией и бизнесом.
Самым трудным для нас оказался Дагестан, там происходит все, вплоть до пропажи кандидата без вести.
Общая тематическая повестка дня кампании была сформирована еще в прошлом году - все говорят о пенсиях. Это вполне понятно, потому что пенсионеров 38 млн. человек, и они все в ужасном положении, так что эта тема - главная в любой предвыборной баталии. А вот ответы на эту повестку разные. Мы - единственная партия, которая выступает за достройку капитализма в России, все остальные стыдливо прячутся за другими вывесками - "социализм", "патриотизм". Так что СПС - единственная правая партия, мы ею были, есть и, надеюсь, будем.
Нашим самым серьезным конкурентом оказался кандидат "плевал я на вас на всех - на выборы не пойду". Действительно, придет меньше половины всех избирателей во всех регионах, кроме, может быть, Дагестана. Реально нет сильных конкурентов. И мы работаем очень слабо, и все остальные тоже.
Галина Михалева, руководитель политического управления партии "Яблоко":
- Происходит беспрецедентное количество нарушений, выборы просто перестали быть выборами. Конечно, самым трудным стал для нас Питер, где нас отказались восстановить, инкриминируя брак по подписям. При этом люди приходят в избирательную комиссию, показывают себя, подтверждая, что подписались, и все равно наша партия получает отказ. Неизвестно, куда уйдут эти голоса, я думаю, что большая часть вообще на выборы не пойдет. Наш избиратель сознательный и такими приманками, как "Справедливая Россия", обмануть его невозможно.
СПС не является для нас противником, для нас главный оппонент - это административные партии, мы с ними боремся. А СПС - это вариант "Единой России", только в мелком масштабе. Если ЕР защищает интересы чиновников, то СПС - крупного бизнеса, а мы хотим защищать интересы граждан.
Я думаю, неправильно считать эту региональную кампанию репетицией думских выборов. Ведь до осени еще могут напринимать целую кучу поправок, которые изменят правила игры. Посмотрите, за последние полгода чуть ли не десять поправок приняли, которые абсолютно изменили конфигурацию избирательных кампаний.