Билеты печатали дома на принтере
О том, что из Москвы в Сочи можно слетать за 500 рублей, я узнала на форуме в Интернете. Зашла на сайт авиакомпании - условия описаны вполне вразумительно. Низкую цену билетов объяснили просто: не сезон, кормить на борту не будут, билетов на руки не дадут. Неужели из этого и складывается экономия и никаких сюрпризов не будет?
Сочи так Сочи, рискнем. Система оплаты довольно непривычная для нашего менталитета: полет предлагалось оплатить веб-деньгами, почтовым переводом или кредиткой в офисе авиакомпании. Сразу предупредили: "Почтой деньги могут прийти с задержкой, а вам необходимо в течение двух суток подтвердить платеж, позвонив сюда". На вопрос, что делать, если не успею, ответили: денег не вернут. А откроют счет, с которого позже можно будет оплатить полет другим рейсом.
Энтузиазма стало еще меньше, когда оператор одной из служб денежных переводов заявил, что ни о какой такой авиакомпании не знает. Через полчаса напряженных переговоров он все же решился принять у меня деньги. Следующие несколько дней прошли в ожидании: авиакомпания должна была прислать уведомление о платеже.
Во Внуково я приехала без билета, с распечатанным на домашнем принтере подтверждением оплаты. За каждой колонной в аэропорту надеялась встретить человека, который радостно заорет: "Поздравляю, вас снимали скрытой камерой!" Человека не было, а я благополучно попала на борт "Боинга-737".
Студенты, сноубордисты и семьи с детьми
Оказалось, рискнуть решили многие - почти все места были заняты, человек сто точно. Приятный женский голос поприветствовал нас и бодро сообщил, что вместе с пилотами летит еще и инструктор - так, на всякий случай. Затем заинтриговал: "А теперь вы увидите то, ради чего люди летают самолетом". Оказалось, это демонстрация спасательных жилетов и кислородных масок. Народ в салоне заулыбался и немного расслабился.
Летели кто ни попадя: от сноубордистов, которые катаются на Красной Поляне, до семей с детьми. Была еще парочка таких же любопытных, кому не верилось, что билет на самолет может стоить столько же, сколько поход в кино с попкорном и колой. В основном же молодежь, те, кто новости узнает из Сети и кому не кажутся экзотикой веб-деньги.
Кормили на борту за деньги. Меню составлено тоже с юморком, но цены не очень смешные: 100 рублей за сэндвич, 30 - за кофе. Но долетели нормально.
В день обратного вылета, точнее ранним утром, позвонили из авиакомпании: обратный рейс перенесен на четыре часа. Когда я приехала в аэропорт, выяснилось, что самолет отложили еще на два часа. Поскольку я не платила за обслуживание в случае задержки (горячее питание, гостиница, такси), то коротала время самостоятельно. Но в конце концов все завершилось благополучно - мы вернулись в Москву.
В России первая авиакомпания-дискаунтер начала перевозки в январе. Летают из Москвы в Сочи, Мурманск, Ростов-на-Дону. Поначалу цены на билеты были от 500 рублей, сейчас в Сочи возят за 900-2700 рублей, в Ростов-на-Дону - за 1500-1700 рублей, в Мурманск - за 2400 рублей.
Известен случай, когда житель Москвы купил авиабилет в Рим за 1 евро. (Плюс 12 евро - аэропортовый сбор.) Правда, лететь пришлось из Финляндии. За билет Москва - Хельсинки он заплатил 3200 руб. и затратил на дорогу 13 часов. Еще через два часа он был в Риме. Есть аналогичные маршруты, начинающиеся в Латвии, Литве и Польше.
Стюардесса: чаевые на высоте 10 процентов
По правилам на самолетах компании можно везти не больше 15 кг багажа.
Пилотам авиакомпании предлагали самостоятельно оплатить учебу в США, из-за чего произошел приличный отсев кандидатов.
Зарплата стюардессы в авиакомпании - 27 тыс. рублей. Плюс от продаж на борту они получают 10% чаевых.
Сегодня самолеты компании-дискаунтера летают в Сочи, Ростов-на-Дону и Мурманск. В планах на 2006 год - открытие рейсов еще в 16 городов России, среди которых Екатеринбург, Анапа, Волгоград, Калининград.
Билет лучше заказать за пару месяцев
Хотя в России многие не знают даже, что они будут делать завтра
Первое, что нужно решить железно, это дату пути туда-обратно. Потому что менять сроки вылетов нельзя. Максимум, что можно сделать, - отказаться от рейса совсем, при этом ваши деньги не сгорают, а переносятся на персональный счет. Но потом полет будет стоить дороже.
Билеты лучше заказывать за несколько месяцев - так дешевле. Но для многих в России проблематично определиться даже с тем, что они будут делать завтра.
Способов оплаты полета несколько: веб-деньги, кредитные карты, почтовые переводы. Чем "виртуальнее" ваши деньги, тем быстрее придет в авиакомпанию уведомление об оплате. А скорость важна: билеты надо выкупать за несколько суток.
Вещей лучше брать по минимуму. В некоторых европейских компаниях разрешена только ручная кладь, некоторые требуют огромную доплату за каждый килограмм багажа.
Не пытайтесь сэкономить дважды: лучше сразу заплатить за услуги в случае отмены или задержки рейса. Дискаунтеры в среднем совершают вдвое больше рейсов, но при меньшем парке самолетов, потому любой сбой в расписании - и все полеты смещаются. Чтобы получить горячее питание (если задержка не больше 8 часов), гостиницы и таксиста (больше 8 часов), надо заплатить страховой сбор (от 250 рублей).
Самолетом дешевле, чем поездом
В Европе сегодня есть около 60 дискаунтеров, которые заставляют беспокоиться другие авиакомпании за свое будущее. Первые появились еще в 70-х в США, но популярны стали после 11 сентября 2001 года. Тогда из-за боязни терактов люди стали предпочитать наземный и водный транспорт, мировая авиаиндустрия понесла убытки в десятки миллиардов долларов. И тут появились дискаунтеры, предлагавшие перелеты, которые были дешевле билетов на поезд.
В США к концу 2006 года малобюджетные компании контролировали треть рынка авиаперевозок. Сегодня британская EasyJet отправляет своих клиентов в полсотни точек мира за 15-20 долларов. Ирландская Ryanair ежегодно раздает 1,5 млн. билетов бесплатно в ходе пиар-акций и розыгрышей. Кстати, обе входят в список 50 самых надежных авиаперевозчиков мира.
На сезонных распродажах можно приобрести авиабилет за несколько долларов, крупные дискаунтеры перевозят до двух миллионов пассажиров в неделю. Открытость европейских границ позволила авиакомпаниям в несколько раз увеличить число рейсов и снизить цены. Люди платят только за перелет: нет обедов на борту, все салоны одного класса, вес багажа строго ограничен, отсутствует система бронирования билетов. Да и самих билетов, как правило, нет - полеты оформляются прямо на сайтах компаний, оплата также через Интернет.
Кроме того, компании экономят на авиапарке, который состоит из самолетов одного типа - так дешевле техобслуживание. Полеты производятся из второстепенных аэропортов в дешевые ночные и утренние слоты.
По данным международной корпорации SITA, перевозчики всего мира экономят ежегодно до 1,2 млрд. долларов на комиссиях агентам, которые выплачиваются за каждый реализованный билет. А Международная ассоциация авиаперевозчиков (IАТА) требует, чтобы с 1 января 2008 года все авиакомпании полностью перешли на электронные авиабилеты.