Не стреляйте в пианиста
Клинт Иствуд в детстве совсем не мечтал о кинокарьере. Джаз - вот это другое дело! Иствуд - профессиональный пианист, а впоследствии он даже сочинял музыку к некоторым своим фильмам.
Он не раз ошибался с выбором профессии. Поступил на экономическое отделение университета в Лос-Анджелесе. Правда, одновременно решил попробовать себя и в кино. Благо, что Голливуд рядом. Первый контракт со студией Universal был просто кабальным. В течение семи лет молодой актер должен был соглашаться на любые роли, предлагаемые кинокомпанией. Даже если какая-то из этих ролей актера прославит, он не имел права отказаться от дальнейших предложений. Платили за эту работу мало, а потому Клинт вынужден был подрабатывать. Халтуру он нашел не из легких: под палящим калифорнийским солнцем рыл ямы для бассейнов.
Иствуду повезло: его уволили уже через полтора года. Но кажущийся конец кинокарьеры стал ее началом. Через некоторое время его приглашают сниматься в ковбойском сериале "Сыромятная кожа". Простое везение, счастливое стечение обстоятельств и подходящая внешность. Кроме того, не прошла даром и служба в американской армии (Иствуд даже принимал участие в войне в Корее), которая закалила начинающую кинозвезду. Однажды военный самолет, в котором летел Иствуд, упал в море, и он... всего за несколько часов добрался до берега вплавь.
Герой "спагетти-вестернов"
Иствуд опять подписал контракт, уже не кабальный, но продолжались съемки как раз те самые семь лет, которые он мог угробить в эпизодах. Клинт Иствуд стал знаменитым, сериал сделал ему имя.
А когда имя было сделано, появилась возможность его выгодно потерять. Продолжая сниматься в "Сыромятной коже", Иствуд создал образ, по которому мы до сих пор его узнаем. Этот образ - Человек без имени. Загадочный персонаж "долларовой трилогии": фильмов итальянского режиссера Серджио Леоне "За пригоршню долларов" (1964), "На несколько долларов больше" (1965) и "Хороший, плохой злой" (1966).
Эти фильмы положили начало целому направлению - "спагетти-вестернам", то есть фильмам о Диком Западе, снятым итальянскими режиссерами. Сам же фильм "За пригоршню долларов" был римейком картины великого японского Акиры Куросавы "Телохранитель".
В 1968 году он снялся в боевике Дона Сигела "Блеф Кугана", где сыграл шерифа-одиночку, появившегося в Нью-Йорке, дабы защищать закон, но тем способом, который он сам считает подходящим. Фильм был воспринят далеко неоднозначно. Слишком уж откровенны были сцены насилия в нем. Но именно эта роль положила начало многолетнему сотрудничеству Иствуда и Сигела. Шериф Уолт Куган стал прообразом "Грязного Гарри" Каллахана, мужественного полицейского, героя картины "Грязный Гарри" и еще четырех фильмов, снятых с 1971 по 1988 год.
По обе стороны камеры
Режиссерским дебютом Иствуда стала картина "Сыграй мне туманно" (1971). Фильм преследовали те же противоречия, что и "Грязного Гарри". Режиссера упрекали в слишком давящем изображении преступности как явления.
Затем Иствуд снял два "морализаторских", если можно так их назвать, фильма: "Наездник с высоких равнин" (1973) и "Джози Уэлс вне закона" (1976). Их жанр обычно определяется как "антивестерн".
Но Иствуду надоело изображать крутых парней, в комедии "Каким путем не иди, все равно проиграешь" (1978) он играет незадачливого водителя грузовика, скандалиста Фило Беддоу, скитающегося по западным штатам в поисках потерянной любви в сопровождении своего друга Орвилла и орангутана Клайда.
Критики приняли новый образ Иствуда в штыки, а зрителям он понравился. А успех у зрителя побудил создателей снять продолжение - "Любым путем, каким только можешь" (1980).
Но все же супермен должен оставаться суперменом. Следующий образ Клинта Иствуда - беглый арестант Фрэнк Моррис в драме "Побег из Алькатраса" (1979). Однако консерватор Иствуд не мог романтизировать преступный мир и снова вступил с ним в войну в очередном боевике о Грязном Гарри "Неожиданный удар" (1983).
Жанр вестерна Иствуда не отпускал. В 1985 году Иствуд снимает и снимается сам в очередной повести о ковбойской жизни "Бледный всадник". А последний полицейский боевик о Грязном Гарри "Смертельный список", хоть и имел в целом успех, но не побил кассовых рекордов, установленных предыдущими сиквелами.
И снова - вестерны, точнее, антивестерны... Иствуд снимает "Непрощенного" (1992), где сам берет для себя роль стареющего, когда-то лихого стрелка, кольт которого остается продолжением руки. А в следующем году Иствуд в последний раз снимается в "чужом" фильме, "На линии огня" Вольфганга Петерсена, где играет бывшего секретного агента, мучающегося сознанием своей вины. Почти одновременно Иствуд делает фильм "Идеальный мир", где снимается вместе с Кевином Костнером.
Галерея образов у этого вечно молодого секс-символа продолжает расширяться. Теперь он пробует себя в любовной драме "Мосты округа Мэдисон" в паре с Мэрил Стрип.
Иствуд работает без подзарядки. Он продолжает выступать и в качестве режиссера, и как актер. "Таинственная река" (2003), "Малышка на миллион" (2004), "Письма с Иводзимы" (2006). Не будем ставить точку, поставим запятую, так как этот список еще будет продолжаться.
Парадоксально, но есть россияне, которые впервые имя Клинта Иствуда узнают не из какого-либо фильма, а из песни Бориса Гребенщикова, лирический герой которой, прищурившись словно тот самый Клинт Иствуд, смотрит вслед отважным добровольцам, отправляющимся на ответственное задание.