Вчера в 10 вечера по московскому времени президент Франции Жак Ширак расставил все точки над i в затянувшейся предвыборной интриге. Главе государства предстояло ясно и недвусмысленно ответить на главный вопрос, волнующий как избирателей, так и всех кандидатов на высший пост государства.
От Ширака ждали ответа, готов ли он, несмотря на критику, возраст - ему исполнилось 74 года - и отсутствие поддержки со стороны правящей партии, выбравшей своим кандидатом в президенты министра внутренних дел Николя Саркози, попытаться еще раз "взять штурмом" Елисейский дворец.
И если сторонники премьера Доминика де Вильпена, которого в прошлом также прочили в кандидаты на пост главы государства, уже опустили руки, смирившись, что их протеже не победит на выборах, то "ширакисты" до последнего верили - президент не уйдет без борьбы. И еще покажет этой рвущейся к власти молодежи, что означает почти 40-летний политический опыт. Но их надеждам не суждено было сбыться.
Впрочем, это не означает, что Ширак намерен лишь отстраненно наблюдать за предвыборной борьбой во Франции. Кого поддержит собравшийся на покой французский лидер? Ответ на этот вопрос, возможно, станет одной из главных интриг кампании по выборам главы государства. Причем молчание Ширака может оказаться для избирателя куда красноречивее, чем его выступления в поддержку того или иного кандидата.
Решение Ширака остановить свои политические часы ни для кого во Франции не стало неожиданным. О том, что все произойдет именно так, президент говорил и прежде. Еще в середине февраля Ширак заявил: "Несомненно, существует жизнь и после ухода политика в отставку. Она продолжается до тех пор, пока человек не умирает". "В день, когда я не смогу больше выполнять свои обязанности, я постараюсь послужить Франции и французам иным способом", - продолжил мысль глава государства. Многие в стране уже тогда восприняли его слова как недвусмысленный намек - Ширак отказался от борьбы за президентский пост в 2007 году.
Фактически первое прощание Ширака с властью уже состоялось. Это произошло на саммите Евросоюза, который завершился несколько дней назад в Брюсселе. Речь, с которой выступил французский лидер перед своими иностранными коллегами, и по духу, и по тону подводила черту под его правлением. В ней Ширак высказал сожаление, что французы отвергли европейскую конституцию. "Это произошло из-за демагогии тех, кто обманул моих сограждан, заставив их поверить в существование какого-то плана "Б" внутри Европейского сообщества", - с горечью признал Ширак. Конечно, на брюссельской встрече не было предусмотрено прощальных церемоний. Но все понимали без слов - это последний раз, когда Ширак представляет свою страну в качестве главы государства. "По европейским вопросам у меня никогда не было лучшего друга, чем Ширак", - расчувствовался на одной из пресс-конференций премьер Ирландии Берти Ахерн.
Так что в воскресенье вечером французы услышали политическое завещание человека, который провел в Елисейском дворце 12 лет, совершал ошибки и теперь, покидая "трон", предлагал свой опыт и знания Франции.
Как вспоминали близкие к Шираку люди, вернувшись с брюссельского саммита, президент в течение выходных лично вносил последние правки в текст своего выступления. Глава государства хотел, чтобы его речь была на "100 процентов личной", обращенной к будущему. В ней он стремился дать "видение целей и вызовов", с которыми столкнулась Франция и с которыми ей еще предстоит столкнуться. Свое двенадцатиминутное выступление Ширак написал сам, без помощи спичрайтеров.
Уход Ширака поставил в чрезвычайно сложное положение одного из фаворитов предвыборной гонки - Николя Саркози. Освободив этому кандидату от "правых" дорогу в Елисейский дворец, глава государства одновременно поставил ему подножку, которая, по мнению экспертов, может оказаться роковой. Несмотря на якобы существующие договоренности, что президент поддержит министра внутренних дел в его борьбе за высший пост в государстве, этого до сих пор не произошло. Ни в феврале, ни в марте Ширак ни слова не сказал в поддержку Саркози. В окружении главы МВД такую ситуацию называют "катастрофической". Но еще продолжают верить: президент, несмотря на существовавшие между ним и Саркози конфликты, не откажет кандидату от "правых" в поддержке.
В то время как люди, близкие к Шираку, напротив, объясняют нежелание главы государства публично поддержать Саркози стремлением повысить шансы его противника - другого кандидата в президенты, идущего в предвыборном рейтинге третьим, центриста Франсуа Байру. Именно на него якобы сделал ставку Ширак, после того как верный ему человек, премьер Доминик де Вильпен, выбыл из предвыборной борьбы. Эту версию с удовольствием раскручивает окружение Байру, где теперь называют Ширака не иначе, как "достойнейшим голосом" Франции.