Президент фестиваля Александр Татарский, просмотрев конкурсную программу - 61 фильм, непонятно, то ли в шутку, то ли всерьез заявил: "Вот и закончилась эпоха мэтров..." В самом деле, в программе были только фильмы мастеров среднего возраста, дебютантов и студентов. Современное анимационное кино, благодаря новейшим технологиям и Интернету, стремительно движется к ренессансу. В качестве артхаусного и клубного искусство анимации стало модным - это общеизвестный факт. И его основные зрители - вовсе не маленькие и старенькие, а продвинутая молодежь, которая приходит на просмотры в таком количестве, что администрация клубов вынуждена ставить им стулья перед первым рядом.
Нечто подобное случилось и в Суздале. Фестиваль начался, все было чинно и респектабельно. Упрекнув участников в умеренности и аккуратности, Юрий Норштейн сказал: "Мы ругались с Госкино, отстаивали свою работу, "гопака плясали", и находились люди, которые нас слышали. Сегодня опасность желания все просчитать исключает поисковую мультипликацию. Принципы должны быть, но должно быть и непостижимое для всех тепло. Самоцензура из-за отсутствия денег и желание угодить заказчику определили уровень фестиваля". Но, тем не менее, фильмы-победители смело можно назвать замечательными образцами авторской мультипликации.
В первую очередь это относится к "Моей любви" Александра Петрова, чья уникальная техника принесла России пока единственный анимационный "Оскар" за ленту "Старик и море".
Фильм Петрова получил первое место профессионального рейтинга и Гран-при фестиваля, призы за лучшую режиссуру и лучшее изобразительное решение. 26 -минутную ленту в технике "живопись на стекле" делали три года. Она изумляет точностью и совершенством стилизации, необыкновенной красотой живописи.
Второе место рейтинга, приз в номинации "Лучший фильм для детей" и приз зрительских симпатий - у "Жихарки" режиссера студии "Пилот" Олега Ужинова. Как сказал сам режиссер, его дочь - прообраз маленькой, очень смешной и озорной девочки Жихарки. А сами родители - Олег и Елена Ужиновы - прообразы кота и воробья - родителей Жихарки. Третье место в рейтинге и приз за лучшую драматургию завоевал фильм знаменитого аниматора Константина Бронзита "Уборная история - любовная история". Фильм про любовь уборщицы в общественном туалете выполнен в технике графики на кальке. Видеоряд белоснежен, прозрачен и все сияет - кафель, писсуары, раскрашены только крошечные букетики.
Из обойденных призами стоит отметить "Колобок" Владлена Барбэ, аннотированный как "грустная история. По мотивам русской народной сказки". На обсуждении конкурсной программы молодые аниматоры, споря с мэтрами, говорили: как можно в 2006 году снимать фильм в технологиях 1999 года? Это они о "Колобке" Барбэ. И они правы. Но Барбэ снял фильм - притчу, драму, жизнеописание, полное безнадежной печали, не оставляющее надежды. И какая зрителю при этом разница, насколько фильм продвинут в смысле технологий? Юрий Норштейн парировал нападки на его, якобы, нелюбовь к компьютеру: "Я не боюсь компьютера, я боюсь невежества за компьютером".