Сегодня в России насчитывается 289 негосударственных пенсионных фондов. Однако несмотря на немалое их количество, НПФ занимают пока сравнительно скромное место как в пенсионной системе РФ, так и на финансовом рынке. Так, соотношение активов НПФ к ВВП в 2005 году составило всего 1,59 процента, в 2006-м примерно 1,8. Соотношение активов НПФ и банковской системы в 2005 году выражалось в 3,53 процента, в 2006-м - 3,50.
Но есть и другие цифры. В 2006 году более 1 миллиона россиян выбрали НПФ для реализации своих пенсионных программ. Примерно столько же, сколько за два предыдущих года. В итоге круг клиентов расширился до 2 миллионов человек.
К сожалению, российский рынок НПФ обладает традиционным набором недостатков российской экономики (а могло ли быть иначе?). Для него характерна высокая концентрация активов. Так, по итогам 2005 года, на первую тройку НПФ приходился 71 процент совокупного собственного имущества всех фондов и 75,7 процента пенсионных резервов, на первую десятку - соответственно 85,1 и 86,7 процента.
К концу 2006 года эти показатели не сильно изменились. На первую тройку приходится 69,5 процента собственного имущества НПФ и 73,6 процента пенсионных резервов, а на первую десятку - соответственно 84,0 и 85,9 процента.
Таким образом, можно сделать вывод, что концентрация едва заметно, но снижается. При этом сохраняется высокий уровень надежности этих институтов, в летописи НПФ пока не отмечено крупных финансовых скандалов. Впрочем, этому есть свои объяснения, ведь пока объемы поступлений в НПФ в разы превышают их расходы.
Мы много наслышаны о том, как замечательно живут на Западе пенсионеры в первую очередь именно благодаря пенсионным программам негосударственных пенсионных фондов. Увы, нашим фондам в этом плане пока нечем похвастаться. Пенсионные резервы в расчете на 1 участника выросли до 49,7 тысячи рублей, однако без учета самого крупного НПФ "ГАЗФОНДа" - до 22,7 тысячи. Эта сумма позволяет рассчитывать на дополнительную пенсию всего лишь в размере 150 рублей. Существует целый набор факторов, мешающих развитию в стране института негосударственных пенсионных фондов. Инвестиционная деятельность НПФ постепенно расширяется, в частности, приняты новые правила размещения пенсионных резервов, но нет анализа результатов прежней инвестиционной деятельности в терминах соотношения доходности и рисков. Раскрытие информации о деятельности НПФ остается на недостаточном уровне.
За 2006 год объем пенсионных резервов НПФ увеличился на 150 процентов и достиг 280 миллиардов рублей. Цифра внушительная, однако тревожит то, что по сравнению с 2005 годом темпы роста упали наполовину. И это падение продолжается. По оценкам экспертов, причина тут в том, что крупнейшие российские корпорации до сих пор были основными поставщиками клиентов для НПФ. Сейчас положение меняется, эти компании исчерпывают свои возможности поставлять новых рекрутов. В то же время культура пенсионного страхования у населения остается на невысоком уровне, люди преимущественно надеются на государство, что оно, как и в прежние времена, станет обеспечивать их в старости. Однако демографическая ситуация делает эти надежды утопичными. Более того, если положение не изменится, нас может ждать в недалеком будущем бунт пенсионеров. А дело в том, говорит доктор экономических наук Валентин Роик, что на пенсию начинает выходить контингент людей, которые на волне нынешнего экономического процветания получают высокие зарплаты. А когда они прекращают работать, то их пенсионные доходы по сравнению с трудовыми становятся просто мизерными.
Спасти ситуацию способно лишь всемерное развитие рынка негосударственного пенсионного страхования. Однако, как считает заведующий сектором "Бюро экономического анализа" Ростислав Кокорев, сохраняется парадоксальное отношение государства к НПФ: с одной стороны, расширяется участие НПФ в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), то есть государство как бы доверяет им, с другой стороны, оно так и не дает действенных стимулов к развитию добровольного пенсионного страхования.
Поэтому сегодня в повестке дня остро стоит вопрос о придании нового импульса в развитие системы НПФ. Каким образом? Предлагается, например, вернуть в систему накопительного пенсионного обеспечения среднее поколение, которое было вычеркнуто из него. Это, с одной стороны, увеличило бы потенциальный ареал клиентов НПФ, с другой - позволило бы этим людям получить хотя бы небольшой довесок к пенсии. Возможно, целесообразно увеличить долю накопительных пенсионных отчислений в рамках ЕСН - сегодня они малы, особенно у тех, кто постарше. Надо снижать число "молчунов", разъясняя людям суть сегодняшней ситуации. Ведь нынешние доходы по пенсионным накоплениям, которые дает ВЭБ, ниже инфляции, что должно стимулировать будущих пенсионеров переводить свои отчисления в НПФ. Есть и более экзотические предложения. Например, увеличить налог на недра, а эти суммы зачислять на накопительные счета граждан.
Итак, 15 лет остались позади, что ждет НПФ в следующие 10-15 лет. Ростислав Кокорев предлагает несколько сценариев развития. Инерционный сценарий: государство не создает налоговых стимулов к осуществлению пенсионных программ ни для граждан, ни для предприятий. В этом случае НПФ скорее всего не станут вести активной розничной политики, а будут ориентироваться преимущественно на корпоративные пенсионные программы
Умеренно-позитивный сценарий: государство создает налоговые стимулы предприятиям для осуществления пенсионных программ, а НПФ, откликаясь на предложение, проводят активную розничную политику.
Пессимистический сценарий: государство дискредитирует частные финансовые институты, свертывая накопительную часть в системе трудовых пенсий, и одновременно давит налогами добровольное НПО. И, наконец, оптимистический сценарий, при котором государство не только создает налоговые стимулы к осуществлению пенсионных программ для предприятий и для граждан, но и ведет (совместно с работодателями и НПФ) разъяснительную работу среди населения по поводу накопительных пенсий.
Что нас ждет при каждом из этих сценариев? Согласно прогнозу аналитика, при инерционном развитии событий к концу 2015 года в системе ОПС будет около 3,8-4,1 триллиона рублей, из них у НПФ - 0,8-1,0 триллиона рублей. При умеренно-позитивном сценарии к концу 2015 года в системе ОПС будет около 5,5-5,9 триллиона рублей, из них у НПФ - 0,6-0,8 триллиона рублей.
При оптимистическом сценарии к концу 2015 года в системе ОПС будет около 6,0-6,5 триллиона рублей, из них у НПФ - 2,5-2,8 триллиона рублей.
Пессимистический сценарий приведет к тому, что к концу 2015 года в системе ОПС будет около 0,9-1,1 триллиона рублей, из них у НПФ - 0,2-0,4 триллиона рублей. Но даже оптимистические прогнозы не гарантируют НПФ лучезарное будущее. Возможно такое неприятное для них явление, как усиление конкуренции со стороны других финансовых институтов. В первую очередь со стороны страховых компаний, которые начнут активно развивать страхование жизни. К тому времени завершится девятилетний переходный период для страхового рынка в связи со вступлением России в ВТО. И иностранные страховщики будут предлагать россиянам этот продукт.