Борец с коррупцией сам попал под уголовное дело

Правда, приказ просуществовал недолго: его признали ограничивающим права сотрудников

Госавтоинспекции. А борец с коррупцией теперь сам обвиняется в тяжком преступлении - по версии прокуратуры, он средь бела дня ограбил (!) двух вооруженных автоматами гаишников.

Приказ N100

- Есть инструкция МВД о так называемом "тревожном чемоданчике", - рассказывает подполковник Владимир Олексюк. - Там перечислено все необходимое, чтобы прожить сутки: спички, сухой паек, и в том числе деньги - сто рублей. Достаточно, чтобы пообедать сотруднику ГАИ на дежурстве? Вполне!

Так сотня из "тревожного чемоданчика" "перекочевала" в антикоррупционный приказ N100, который начальник милиции Тогучинского района Новосибирской области издал в августе 2004 года. Не имеет права гаишник на дороге держать при себе больше, и все. Надо сказать, что приказ этот был мерой вынужденной. Во-первых, Олексюку надоело философствовать с коллегами на тему "почему гаишники берут взятки" и получать расплывчатые ответы типа "система такая". Офицер, воевавший в "горячих точках", привык действовать. "Не должна эта крысота над нами верх брать!" - очень характерная для него фразочка.

После издания приказа цены на дороге, по оперативным данным, подскочили - народ начал брать за риск. "КамАЗ" с полутора до пяти тысяч подорожал. Но главное, конечно, не в этом. Обнаружив у одной смены около трех тысяч "лишних" рублей, Владимир Олексюк подчиненных разжаловал - перевел в водители. Теперь три водителя в РОВД - бывшие госавтоинспекторы. До сих пор работают, кстати. Без претензий. А деньги оформили как бесхозные и передали по решению суда в доход государства.

- Еще одна смена честная оказалась - бывают честные мужики, - констатирует Олексюк.

Это грабеж!

А спустя несколько месяцев произошел анекдотический случай. Олексюк вместе с замом, Александром Пискловым, и двумя штатскими поехал осматривать брошенные строения - искать стройматериалы для нужд райотдела. Остановились на дороге по, так сказать, собственным надобностям. Мимо же в этот момент ехали гаишники на личной машине. И, есть такое предположение, очень их испугала эта компания: начальники и двое в штатском! Не иначе как понятые!..

- Они остановились и говорят - мол, кто-то накидал нам в машину денег, - рассказывает Олексюк. - Стояла, мол, машина на посту открытая. Мы, говорят, приходим - глядь, деньги какие-то. Три тысячи рублей. Что с ними делать-то, товарищ подполковник?! Я тогда посмеялся, сказал им - сдать деньги в кассу райотдела, и мы поехали.

В тот же день гаишники купили на эти три тысячи 21 мешок цемента и передали в РОВД - как материальную помощь. Все провели через бухгалтерию. Но цемент удержаться на должности не помог. Не "схватился", так сказать. Олексюк высказал твердое намерение перевести "зацементированных" на другое место службы: одного - в участковые, другого - в медвытрезвитель. После этого оба обиженных уволились из милиции по собственному желанию и написали заявления в прокуратуру. По их словам, Владимир Олексюк вместе с заместителем остановили их на дороге, провели обыск в машине и личных вещах. Забрали кровные. А потом заставили купить на эти деньги цемент. Кстати, о кровных. Один из потерпевших утверждает, что 2000 рублей ему дала теща - на покупку коляски для сестры жены, которая должна была вскоре родить. "Вскоре" - это интересно. Сестра родила спустя... семь месяцев. Видимо, в Тогучине принято покупать коляски для младенцев чуть ли не в момент зачатия.

Прокуратура квалифицировала инцидент как грабеж, совершенный группой лиц. Тяжкое преступление, до семи лет лишения свободы. То есть начальник милиции и его заместитель цинично напали на двух вооруженных автоматами гаишников среди бела дня. "Искаженно понимая интересы службы и действуя в целях карьеризма". Кроме того, Олексюк и Писклов обвиняются в превышении должностных полномочий. В прошлом году дело "грабителей" было передано в суд. В данный момент идут допросы свидетелей.

Отстранить не удалось

После возбуждения уголовного дела приказ N100 отменили. Нельзя ограничивать гаишников в праве иметь столько денег, сколько им хочется. Владимир Олексюк по большому счету с этим не согласен:

- Сама служба накладывает на нас ограничения. Например, мы обязаны носить форму - это тоже ограничение в правах. Может, милиционер хочет в костюме хорошем ходить?.. А насчет гаишников - да, я признаю, что служба у них собачья. Но ведь они берут! На тех же потерпевших у нас были оперативные материалы, которым, кстати, хода так и не дано. И почему опер должен пахать сутками и ничего за это не получать, кроме скандалов в семье, а сотрудник ГАИ за смену зарабатывать тысячи?! Вы знаете, сколько стоит откупиться от протокола пьяному водителю? Тридцать тысяч - и за эти деньги они вас с нашего Степногутовского поста до Новосибирска за деньгами довезут. А у нас в районе средняя зарплата 2 - 2,5 тысячи рублей в месяц, между прочим. Вот и считайте, сколько смена с одного водителя средних зарплат за раз возьмет...

Прокуратура дважды пыталась отстранить "неудобного" Олексюка от должности. Писали представление начальнику областного ГУВД, однако служебная проверка не нашла в действиях Олексюка нарушений. Обращались и в суд - однако и суд принял сторону милиции. Уехать в другой район ему предлагали неофициально. Однако подполковник намерен держаться, по собственному выражению, "до победы". В меня, говорит, только люди поверили. Только коллектив зашевелился. Я не уеду из принципа - даже если посадят здесь лет на пять.

   комментарии

Егор Соболев, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА,

В 1970-1984 ГОДАХ - НАЧАЛЬНИК ТОГУЧИНСКОГО РОВД:

- Надо сделать все возможное, чтобы он остался на этой должности. Ведь народ у нас говорит так: впервые после тебя, Егор Васильевич, к нам пришел нормальный начальник отдела. Олексюк не терпит взяточников, не хочет урвать себе кусок побольше, как сейчас привыкли многие. Он сразу, как пришел, организовал общественную приемную, старается всем помочь - возвращает, одним словом, доверие людей к милиции. А обвинение в его адрес я считаю надуманным - ну какой это грабеж, разве он себе эти деньги присвоил?!

Михаил Черненок, ЖИТЕЛЬ ТОГУЧИНА, ПИСАТЕЛЬ, АВТОР ДЕТЕКТИВОВ:

- В ГАИ берут взятки, здесь нет никакого секрета - даже расценки известны за то или иное нарушение. Надо с этим бороться? Надо. Можно ли в этих делах соблюсти любезность? По-моему, нет. Да, Владимир Олексюк бывает резковат. Да, он, судя по всему, нажил себе врагов своей бескомпромиссностью, хотя лично я никогда не слышал о нем ничего плохого. Я знаю его лично (все-таки я детективщик и тесно общаюсь с милицией) - это незаурядный и очень порядочный человек. И я полностью на стороне тех, кто старается ему помочь.