Это первый и самый главный, по мнению чиновников, шаг для России, которая в 2010 году должна стать полноценной участницей Болонского процесса. Напомним, в 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую конвенцию - своеобразное соглашение о том, что вузовские дипломы признаются во всех странах-участницах. Россия ратифицировала документ в 2003 году.
- Бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных уровней высшего образования с отдельными Госстандартами и итоговой аттестацией, - сообщил на заседании правительства глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко. - По ее итогам выпускникам вузов присваиваются соответствующие квалификации (степени): степень бакалавра, степень магистра, квалификация специалиста.
Кстати, возникает вопрос: если система названа двухуровневой, то как в нее вписывается квалификация "специалист", которой нет в европейских странах? Ответ прост: право выдавать диплом "специалиста" отстояли, прямо скажем, в нелегкой борьбе, ректоры медицинских, технических и военных вузов, доказав, что российская система подготовки кадров для этих отраслей должна быть непрерывной и продолжаться отнюдь не 4 года, как предусматривается бакалавриатом.
С нового учебного года абитуриенты должны будут уже в выпускном классе продумать свой дальнейший путь. Те, кто учится в обычных школах и оканчивает 11 классов, будут поступать "на бакалавра" и учиться 4 года. Дальше, словно "витязю на распутье", придется выбрать: либо идти работать с полноценным дипломом о высшем образовании и квалификацией бакалавра, либо выбирать в рамках своей специальности более узкий профиль и "идти в магистры" еще на два года.
Те ребята, которые оканчивают не обычные школы, а, например, лицеи, колледжи или 12-летки, будут учиться на бакалавра не 4, а 3 года.
Что нового ждет абитуриентов с введением двухуровневой системы высшего образования? Собственно, никакой дополнительной мороки с вступительным экзаменами им не прибавится: на бакалавров, как и на специалистов, будут поступать по результатам единого госэкзамена или по результатам олимпиад. Тем, кто после бакалавриата решит продолжить учебу в магистратуре, предстоит сдавать два экзамена - по профильным предметам.
Но переход на двухуровневую систему высшего образования - не просто дань Европе, которая требует этого для стран - участниц Болонского процесса. Введение двухуровневой системы, по мнению министра Фурсенко, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, существенно расширить участие работодателей в финансировании подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени - магистратуре. Более того, с дипломами бакалавров и магистров наши ребята смогут без проблем продолжать поступать в европейские вузы, устраиваться на работу в западные компании.
Есть и другая важная причина, по которой министерство с таким энтузиазмом продвигало законопроект о бакалаврах и магистрах. Сегодня большинство выпускников вузов не востребовано на рынке труда, их уровень подготовки слабо соответствует тому, что должен уметь современный офисный или производственный служащий.
Но это мнение чиновников. А как считают сами работодатели?
Наталья Седых, первый заместитель директора Банка по персоналу:
- При наборе персонала мы рассматриваем кандидатов только с дипломом специалиста или магистра. Бакалавры проходят обучение в более сжатые сроки, что скажется на качестве обучения: мы можем получить выпускников либо только с теоретической подготовкой, либо, наоборот, с плохим знанием теории.
Михаил Пелехатый, ректор Института нейролингвистического программирования:
- Западная модель подготовки кадров более гибко реагирует на потребности рынка. Однако недостаточно просто ввести две ступени высшего образования - необходимо изменить его содержание. Некоторые вузы могут просто "обрубить" пятый год обучения без изменения учебных планов. А компаниям, как и сейчас, придется доучивать выпускников.
Между тем в министерстве даже провели специальное исследование: отслеживали судьбу 70 тысяч выпускников - бакалавров 2004 года (система "бакалавр - магистр" действует во многих российских вузах уже давно, но до последнего времени это не было закреплено законодательно). Выяснилось, что все они трудоустроены. А на специалистов, пять лет получавших профессию, в министерство поступают жалобы: на рабочем месте некоторые из них оказываются непригодными.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
- Опыт показывает, что после окончания даже лучших вузов их выпускники вынуждены доучиваться, а то и переучиваться на производстве или в научных центрах. Например, в известном научном ядерном центре в Сарове нам сказали: мы готовы взять бакалавра и доучить до магистра. Это ответ потребителей, заказчиков, что является для меня лучшим аргументом. А тем, кто после окончания вузов работает менеджерами по продажам в многочисленных фирмах, магистратура уж точно не нужна.