Когда девица в телевикторине знатоков объявила, что Петр I сначала назвал город Ленинградом, а потом демократы переиначили его в Санкт-Петербург, - слов просто не осталось.
Хотим мы того или нет, но с нашего социально-исторического "космодрома" стартует, разрывая с нами всяческую связь, неведомая и во многом загадочная "ракета". Ее назвали "поколением "NEXT". Следующим. "Спектральный анализ" этого поколения представлен в монографии Ольги Карпенко и Игоря Ламанова "Молодежь в современном политическом процессе в России", написанной по результатам опросов Центра политико-психологических исследований Современной гуманитарной академии, где респондентами и исследователями выступили тысячи студентов.
У обследуемой молодежи есть свои интересы и весьма реалистические. На первом месте в этом ранжире... деньги. Такой ответ дали 43,8 процента обследуемых. Второе место - здоровье: 37,4. Третье - жилье (немудрено!) - 24,7 процента. Четвертое - образование: 23,9. На последнем, пятом месте оказалась карьера - 15,3 процента.
Интересы - одна сторона медали. Другая - проблемы. Среди проблем, волнующих молодежь в общественном и личном плане, на первое место вышли наркомания, алкоголизм, курение: их назвали 31,7 процента. Самую большую тревогу вызывают наркотики (16,7). На втором месте (28,9) - финансовые заботы: сложности с трудоустройством, невозможность приобрести квартиру и поддерживать достойный уровень жизни. Третий блок - образовательные проблемы: отмена студенческих отсрочек от армии, низкая стипендия, боязнь негативных последствий вузовских реформ (в сумме 28,1). Четвертое место по степени обеспокоенности занял в глазах молодежи быт (11,3): ухудшение экологической среды, недостаток доступных культурно-развлекательных центров, спортивных сооружений, боязнь отрицательных последствий жилищно-коммунальной реформы.
Все это показывает, что молодежь отнюдь не "слепоглухонемая". Но при этом 77 процентов молодежи не присоединились ни к одной общественно-политической "платформе". Либо молодежь не связывает решение личных и общественных проблем с политической борьбой, либо существующая система в целом ее устраивает, либо дело в "политической апатии" и крайне низком авторитете любых партий в среде нового поколения. В первом случае подводная часть молодежного айсберга, надумав "всплыть", может только укрепить сложившийся в обществе порядок. Во втором достаточно велик риск того, что молодежь качнется к "протестному краю".
Какими политическими течениями уже "разобрана" активная часть молодежи? Наибольшим весом обладает центральный блок противников "оранжевых революций" и сторонников управляемой смены политической элиты при поддержке президента Путина - 13 процентов (9 процентов "Наши" плюс "Молодая гвардия", "Соколы Жириновского", "Российский союз молодежи", "Идущие вместе", "Гражданская смена", "Энергия жизни"). Справа от них 5 процентов сторонников "оранжевых революций" (молодежные "Яблоко" и СПС, "Идущие без Путина", "Я Думаю", "Оборона"). Слева - тоже 5 процентов сторонников "истинной красной" революции (НБП, АКМ, СКМ, "За Родину").
Если молодежь чем-то недовольна, какие формы протеста она выберет? Преобладают сторонники легитимных форм отношений с властью - писем, обращений в госинстанции, суды, прессу (26 процентов). На призывы к депутатам уповают 12 процентов. Столько же могут выбрать акции с использованием противозаконных методов (блокирование магистралей и пр.) Участие в несанкционированных митингах, шествиях и пикетах - 6. Еще меньше, 2 процента, - склонны, если "припечет", к голодовкам протеста.