14.03.2007 05:00
    Поделиться

    Николай Патрушев: 365 дней НАКа

    Российская газета | Николай Платонович, в зарубежной прессе неоднократно высказывалось мнение о том, что создание у нас в стране координационного органа по борьбе с терроризмом было сделано по аналогии с образованием в США Национального контртеррористического центра. Согласны ли вы с этим мнением?

    Председатель НАКа, директор ФСБ Николай Патрушев в интервью главному редактору «РГ» Владиславу Фронину подвел итоги первого года деятельности Национального антитеррористического комитета. Фото: Архив «РГ»
    Председатель НАКа, директор ФСБ Николай Патрушев в интервью главному редактору «РГ» Владиславу Фронину подвел итоги первого года деятельности Национального антитеррористического комитета.
    Фото: Архив «РГ»

    Николай Патрушев | Имеются весьма важные принципиальные отличия. Национальный контртеррористический центр - это прежде всего информационно-аналитическая структура американского разведсообщества и предназначена для анализа поступающих сведений о террористических угрозах в отношении территории, населения и интересов США.

    Наш Национальный антитеррористический комитет (НАК) является органом, обеспечивающим координацию работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Сферой его деятельности являются три основных направления: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий. Это целостная система, основными элементами которой на федеральном уровне являются НАК и Федеральный оперативный штаб, а в субъектах Российской Федерации - наделенные новыми правами антитеррористические комиссии и оперативные штабы.

    Сравнение функций, которые возложены на российскую и американскую структуры, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что подобные утверждения отдельных западных СМИ не соответствуют действительности.

    При образовании НАК мы прежде всего учитывали наш опыт антитеррористической деятельности, однако принимали во внимание также и международную практику в этой области.

    Хотел бы отметить, что решение президента России В.В. Путина о создании НАКа было принято в целях совершенствования государственного управления в области борьбы с терроризмом и с учетом мнения практически всех федеральных органов государственной власти.

    Указ президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму" и Федеральный закон "О противодействии терроризму" определили основу единой общегосударственной системы борьбы с террористическими угрозами.

    РГ | Спустя год после создания НАКа можно ли говорить, что эта идея себя оправдала?

    Патрушев | Да. И такую оценку деятельности Комитета уже дал президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении 31 января 2007 года на ежегодной Коллегии ФСБ России, посвященной основным итогам оперативно-служебной деятельности органов безопасности.

    Он подчеркнул, что создание НАКа стало серьезным шагом в антитеррористической стратегии. Один из важнейших результатов - реальное повышение скоординированности действий всех ветвей власти в борьбе с терроризмом, прежде всего по нейтрализации бандгрупп и их главарей.

    Был отмечен возросший уровень оперативной работы, что позволило предотвратить запланированные бандглаварями диверсионно-террористические акты, обеспечить безопасность проведения важных международных встреч на высшем уровне, таких, как саммиты "Группы восьми" в Санкт-Петербурге и "Россия - ЕС" в Сочи.

    Кроме того, нам удалось повысить эффективность борьбы с террористами, в первую очередь в Южном федеральном округе. Предотвращено более 300 диверсионно-террористических актов, которые бандиты планировали осуществить на территории Дагестана, Ингушетии, Чечни, Ставрополья. В их числе - вооруженное нападение на органы власти и управления в городе Черкесске, которое по своим масштабам могло стать сопоставимым с бандитской акцией в Нальчике в октябре 2005 года.

    В 2006 году пресечена деятельность 150 организаций террористической и экстремистской направленности, 35 бандгрупп, 501 организованной преступной группы, занимавшейся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. За преступления, связанные с террористической и экстремистской деятельностью, осуждены на различные сроки лишения свободы 896 человек. Более 700 уголовных дел находится в стадии расследования.

    РГ | Наиболее заметной за прошедший год стала деятельность НАКа по проведению амнистии боевикам, а что бы вы еще записали в актив работы комитета за год?

    Патрушев | Вы правы. В рамках реализации обращения Национального антитеррористического комитета и постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2006 года органами государственной власти, руководством антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации была организована работа, направленная на всестороннее информирование населения об условиях и механизме добровольной явки членов бандформирований.

    В результате проведенных мероприятий 546 участников бандподполья и их пособников отказались от противоправной деятельности и вернулись к мирной жизни.

    Среди них четверо находились в федеральном розыске, а около 200 были причастны к совершению диверсионно-террористических актов. Почти все они входили в состав различных бандгрупп. В их числе три женщины, которых боевики планировали использовать в качестве террористок-смертниц.

    Факты добровольной явки бандитов задокументированы во всех республиках Северного Кавказа, а также в Республике Саха (Якутия), Ставропольском крае, Астраханской, Иркутской и Ростовской областях.

    Мы обоснованно полагаем, что в своем большинстве эти лица никогда уже не вернутся к преступной деятельности.

    На наш взгляд, именно сочетание профилактических и силовых действий органов государственной власти Российской Федерации позволило в 2006 году значительно стабилизировать ситуацию в Чеченской Республике, на что обращают внимание эксперты различных международных организаций.

    Хотел бы подчеркнуть, что Россия была первой страной, ратифицировавшей конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года. В настоящее время уже внесены коррективы в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с нормами, предусмотренными данной конвенцией. Неукоснительное соблюдение положений международных договоров и резолюций Совета Безопасности ООН антитеррористической направленности способствует укреплению и росту авторитета нашей страны.

    Кроме того, хотелось бы отметить работу НАКа по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в борьбе с финансированием терроризма. Данный вопрос, а также ход выполнения Российской Федерацией рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) рассмотрен в феврале текущего года на заседании комитета.

    РГ | Насколько реальной была угроза совершения террористического акта, о котором 16 января 2007 года было заявлено в обращении Федерального оперативного штаба?

    Патрушев | Информацию об угрозе совершения теракта мы получили от зарубежных коллег в письменном виде. Нам сообщили, что в России находятся несколько человек, имеющих отношение к "Аль-Каиде", которые в определенное время собираются осуществить теракты на одном из видов транспорта, вероятнее всего, в метро. В связи с этим комитет развернул работу по проверке поступившей информации и усилил антитеррористические мероприятия на территории страны. Оперативными штабами только за двое суток было проведено свыше 60 тысяч проверок по поступившим от граждан сигналам. Задержаны 5 человек, ранее находившихся в розыске. Специалистами взрывотехнических служб обследовано более 500 подозрительных предметов, обнаруженных в местах массового пребывания людей.

    Большинство наших граждан с пониманием отреагировали на сообщение Федерального оперативного штаба и одобрили принятые меры. Повысилась бдительность населения, значительно возросло количество сообщений о фактах, вызывавших подозрение.

    Мы и далее будем оповещать население о террористических угрозах. Чтобы это делать предметнее, аппарат НАКа совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает шкалу уровней террористических угроз и планирует выйти с инициативой о ее законодательном закреплении.

    РГ | В своих выступлениях вы неоднократно подчеркивали важную роль международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Не могли бы вы привести пример успешного взаимодействия с иностранными коллегами.

    Патрушев | Одним из таких примеров сотрудничества может быть пресечение преступной деятельности осужденного в 2006 году в России гражданина Алжира, арабского наемника Абу Мусхаба (Бурахли) - активного участника бандформирований, действовавших на территории Чеченской Республики.

    В результате общих усилий совместно с партнерами шаг за шагом удалось подробно восстановить противоправную деятельность Бурахли.

    Весной 2001 года Бурахля прибыл в Баку из Лондона. После чего был переправлен в Грузию на территорию Панкисского ущелья, где прошел специальную подготовку. В период с июня 2001 года до июля 2004 года Бурахля, приняв имя Абу Мусхаб, входил в различные бандитские группы, действовавшие в Веденском, Шалинском, Курчалоевском и Ножай-Юртовском районах Чеченской Республики.

    У себя на родине он был осужден за кражу драгоценностей, а по линии партнерских каналов из Франции была получена информация о его неоднократных судимостях за воровство, сокрытие краденого, нарушение закона об иностранных гражданах и вооруженное нападение на полицейского.

    Таким образом, преступник, как и многие ему подобные, не ушел от неминуемого наказания. За совершенные преступления суд приговорил его к 20 годам лишения свободы.

    РГ | После проверки информации зарубежных коллег о террористической угрозе и снятия режима "усиления" вы поблагодарили журналистов "за профессионализм, оперативность доведения сообщений ФОШ до населения и объективное освещение событий". Планируете ли вы и в дальнейшем опираться на средства массовой информации в противодействии терроризму?

    Патрушев | Безусловно. Средства массовой информации должны занимать свое место в антитеррористической борьбе. И его мы еще должны определить совместно.

    Важно, чтобы журналисты имели возможность объективно освещать события, но их репортажи не должны оказывать помощь террористам в достижении преступных замыслов или распространять те взгляды, которые пропагандируют идеологи терроризма.

    Уверен, что мы с журналистским корпусом найдем взаимоприемлемые решения.

    РГ | Какие задачи стоят перед комитетом в ближайшем будущем?

    Патрушев | Наша основная задача - не допустить совершения диверсионно-террористических актов. Поэтому и в дальнейшем основное внимание будет уделяться вопросам профилактики, а также подготовке необходимых сил и средств для минимизации и пресечения террористических угроз. Важная организующая роль в этом принадлежит Федеральному оперативному штабу, антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации.

    В этих целях для отработки механизма межведомственного взаимодействия в 2007 году запланировано проведение более 300 антитеррористических учений на территории всех федеральных округов.

    Продолжим работу по склонению боевиков к сдаче властям на условиях гарантированного объективного расследования совершенных ими деяний.

    Наряду с этим значительное внимание будет уделено совершенствованию законодательной и межведомственной нормативной правовой базы. НАК готовит предложения о внесении изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации в части введения строки расходов на финансирование антитеррористических мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые в настоящее время таким правом не наделены.

    Кроме того, разработаны и проходят согласование проекты нормативных правовых актов правительства Российской Федерации, определяющих порядок возмещения вреда, причиненного в результате теракта, и вопросы совершенствования социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

    Комитетом также планируется разработать единые типовые требования к обеспечению антитеррористической защиты потенциально опасных объектов, утвердить их решением правительства Российской Федерации и внедрить в практику.

    Во взаимоотношениях с иностранными партнерами основные усилия будут направлены на устранение "двойных стандартов" при решении вопросов о выдаче террористов и других преступников, нашедших убежище за рубежом. Также продолжим формирование международного банка данных по противодействию терроризму.

    Активизируем свое участие в работе Комитета экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом, а также в антитеррористическом сотрудничестве в рамках "Группы восьми", ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ШОС.

    В заключение нашей беседы хочу еще раз выразить уверенность в том, что скоординированными усилиями государства и общества мы сможем успешно противостоять терроризму.

    Поделиться