Вчерашний день Владимир Путин провел в южном итальянском городе Бари, который ненадолго стал своего рода аналогом Сочи, когда туда приезжает российский президент.
Большая часть итальянской политической и экономической элиты во главе с премьер-министром Романо Проди переместилась на день в Бари, чтобы провести расширенные межгосударственные консультации с участием министров, а также подписать целый ряд российско-итальянских экономических соглашений.
Механизм межгосударственных консультаций, который предусматривает обсуждение двусторонних проблем, впервые был опробован в 2002 году. Как правило, к подобного рода мероприятиям приурочивается и подписание пакета экономических соглашений. Почти за пять лет России и Италии удалось довольно сильно продвинуться в инвестиционном сотрудничестве и даже осуществить ряд крупных проектов. Так, "Северсталь Групп" в прошлом году приобрела контрольный пакет акций металлургического холдинга "Луккини", а "ЕвразГрупп" выкупила 70 процентов акций другого итальянского металлургического комбината.
Вчера в Бари, конечно, "крупных покупок" не совершали. Но руководители российских и итальянских компаний заключили порядка девяти соглашений. Итальянская ЭНЕЛ, уже присутствующая на российском рынке через северо-западную ТЭЦ и готовая инвестировать в нашу экономику около четырех миллиардов евро, подписала меморандум о намерениях с федеральным агентством по атомной энергетике о развитии энергетического сектора и атомной генерацией. РЖД в лице руководителя Владимира Якунина договорились с концерном "Финмекканика" о закупках в Италии железнодорожного оборудования. Продолжилась в виде подписания еще одного протокола и работа по созданию средне-магистрального самолета "Суперджет-100", который, по выражению Романо Проди, является последним шансом для России и Италии в части завоевания рынков гражданской авиации.
Правда, в Бари не было представителей "Газпрома", хотя все ждали анонсированной еще во время визита в Сочи Романо Проди конкретики по подписанным в конце прошлого года соглашениям "Газпрома" и ЭНИ. Итальянский премьер-министр сказал, что во время межправительственных консультаций никаких договоров подписывать не планировалось: "Работа движется вперед, есть, конечно, не простые моменты, но взаимодействие ЭНИ и "Газпрома" - это модель, которой надо следовать". К тому же Романо Проди пошел несколько дальше своих европейских коллег, наконец признав, что энергетической зависимости от России не существует, а "есть взаимозависимость". Проди практически повторил то, что в течение года говорил на всех встречах с европейцами Владимир Путин. Российский президент, в свою очередь, заявил: "Мы будем только рады, если ЭНИ расширит свое инвестиционное сотрудничество с Россией. Взаимодействие двух стран осуществляется фактически в русле энергетической хартии и если другие партнеры готовы работать по этой схеме, мы будем это только приветствовать".
Сама итоговая пресс-конференция была организована несколько необычным образом. Проходила она в здании театра. В фойе играла живая музыка. "Зрители" рассаживались в зале настолько неспешно, что двум лидерам, уже готовым рассказать о своих переговорах, пришлось подождать пару минут, пока все успокоится. Зато после выступлений глав государств зал взрывался аплодисментами - театральная атмосфера обязывала.
Несколько неожиданно прозвучали первые заявления премьер-министра Романо Проди, которые привычнее было бы услышать из уст лидеров совсем других государств. Глава итальянского кабинета министров сообщил, что прежде всего они с Владимиром Путиным обсудили свободу печати, мнений и права человека. Правда, Проди тут же придал глобальности своим высказываниям, заявив, что мир между народами - это главное право человека. "У Италии и России общие взгляды в области международной политики. Мы должны смотреть на все события с разных точек. Для этого и существует ООН",- сказал Романо Проди, намекнув на неизбежность многополярного мира.
Отвечая на вопрос, касающийся урегулирования современных конфликтов - с Ираном, в Ираке и Афганистане, - российский президент также подтвердил близость подходов России и Италии. Кстати, к "горячим точкам" итальянские журналисты фактически причислили и Чечню. Однако и Романо Проди, и Владимир Путин были настолько сдержанны в своих ответах, что разговор на эту тему продолжать оказалось бессмысленно.
Впрочем, одной экономикой и политикой для российского президента дело не ограничилось. После посещения Ватикана, состоявшегося накануне, российский президент побывал в двух городских соборах - католическом и православном, - подтверждая, что у России и Италии, по словам Путина, общие христианские ценности.
Еще до приезда в базилику Святого Николая Владимира Путина, который приложился к мощам этого святого и преподнес настоятелю собора подарок - большой серебряный подсвечник, в этой церкви побывали многие члены российской делегации, прилетевшие в Бари раньше российского президента. Министр финансов Алексей Кудрин и глава Росатома Сергей Кириенко отстояли почти целиком проходившую в тот момент католическую службу в нижнем храме базилики. Вскоре к ним присоединились руководитель минпромэнерго Виктор Христенко, министр юстиции Владимир Устинов - единственный зашедший в храм с охраной, - а также министр образования и науки Андрей Фурсенко. За исключением последнего, все крестились и крестились по-православному. Несколько неловкий момент возник, когда все прихожане, а их было немало, стали молиться, стоя на коленях. Наши же министры просто смиренно склонили головы. Впрочем, католического священника это ничуть не смутило. Николай Чудотворец - общий для католиков и православных святой. О чем и напомнил во время службы священник. В своей "европейской толерантности" он пошел еще дальше, сказав во время проповеди, что атрибутика не так уж и важна. Главное то, что в душе. Впрочем, внутреннюю гармонию вполне можно было совместить с внешней, не выходя из нижнего храма. Ровно в этом же помещении располагается и православный придел, где молились обычные прихожане. Их было всего двое.
В Бари расположено и Свято-Николаевское подворье Московского Патриархата, которое было построено еще в 1913 году на средства русских жертвователей. В течение прошлого столетия церковь лишилась части построек. И хотя в конце 90-х мэрия Бари отдала в ведение Московского Патриархата верхний храм и жилые помещения, российская сторона не оставляла надежды вернуть весь комплекс, довольствуясь тем, что есть. А также подарком скульптора Зураба Церетели, изваявшего статую Николая Чудотворца. Однако вчера Романо Проди объявил о том, что мэрия города приняла решение передать все здания православной церкви российской стороне. Владимир Путин поблагодарил его за это.