Якутия считается одним из самых труднодоступных регионов на земном шаре из-за неразвитости транспортной системы. Только десять процентов территории республики, сравнимой по размерам с Индией, имеет круглогодичное транспортное сообщение. В результате получается, что транспортная составляющая в стоимости товаров и услуг доходит до 70 процентов. "При такой транспортной структуре Якутия не может развиваться", - досадовал Вячеслав Штыров, президент Республики Саха. Поэтому, по его словам, необходимо уже сейчас начать ключевое строительство железной дороги Томмот-Якутск, которая свяжет столицу алмазной республики с БАМом и Транссибом. Самым сложным участком трассы станет мост через Лену длиной 2,8 километра. На совещании, проведенном Михаилом Фрадковым, звучали три цены одного вопроса: одни чиновники оценили мост в 15 миллиардов рублей, другие - в 17, третьи готовы были отдать 24 миллиарда. Тем не менее мост жизненно необходим, в этом Штырова поддержали все участники совещания, в том числе и премьер-министр. Кроме того, надо построить три автодороги: "Колыму" (на Магадан), "Вилюй" (к поселку Мирный) и "Амгу" (она свяжет Якутию с Хабаровским краем). Если все эти проекты реализовать, доказывал Вячеслав Штыров, то 50 процентов республиканской площади станут всегда доступными для транспортного сообщения.
Михаил Фрадков, полностью поддержав якутского президента, постарался более глобально взглянуть на ситуацию. "Строительство авто- и железнодорожных путей не республиканское решение, надо обсуждать эти проекты в масштабах Дальнего Востока", - сказал премьер-министр. Он отметил, что после строительства железнодорожной ветки от БАМа до Якутска "мы выходим на стратегический простор, где надо расходовать колоссальные средства из федерального бюджета". "Необходимо развивать весь Дальневосточный регион и уже думать о строительстве транспортных путей не только от Якутска до Магадана, но и от Магадана до Чукотки", - настаивал Фрадков. Правительство готово отпустить на формирование транспортной системы Якутии около 70 миллиардов рублей. Из этих денег пять миллиардов ассигнует сама республика, а "вот с РЖД мы пока не считали, но с них тоже надо что-то взять", - восстановил справедливость Александр Мишарин, заместитель министра транспорта.
Вячеслав Штыров вновь сказал о недостаточном финансировании водных путей республики, добавив, что в этом году оно стало еще ниже в реальном выражении. А между тем основные перевозки товаров осуществляются именно с помощью речного транспорта, нагрузка на который увеличилась вдвое в связи перевозкой труб для строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Мишарин ответил, что вопрос содержания водных путей Якутии будет более подробно рассмотрен в министерстве, добавив, что в конце концов "у нас нет неразрешимых противоречий, есть рабочие разногласия".
А между тем, невзирая на транспортную отсталость, Якутия развивается достаточно успешно. За 2002-2006 годы промышленность выросла на 13 процентов, сельское хозяйство - на 6 процентов, торговля - на 52 процента. Реальные доходы граждан возросли в полтора раза. Транспортные же проблемы Вячеслав Штыров обещал разрешить к 2013 году, тогда же алмазная республика планирует стать бездотационным регионом.
Последним пунктом визита Фрадкова в Якутию стало обсуждение развития электроэнергетики республики. Главным проектом в этой сфере станет создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (ЮЯГЭК). Это гигантское сооружение будет состоять из 7 ГЭС общей мощностью 9000 МВт и начнет выдавать энергию уже через восемь лет. Данный проект осуществится на основе государственно-частного партнерства с привлечением средств Инвестиционного фонда России. Стоимость стройки составит более 400 миллиардов долларов. Вместе с тем необходимо более детально просчитать все расходы, потому что "сейчас вы (энергетические компании. - "РГ") нас втягиваете в восемь миллиардов рублей, а потом затерроризируете тарифами", - заявил Михаил Фрадков. Премьер-министр призвал не повышать тарифы на электроэнергию, по его мнению, не для того затевалась энергореформа, чтобы компании, образовавшиеся на основе РАО "ЕЭС России", зарабатывали деньги на тарифах. Глава кабинета министров подчеркнул, что "нам нужна дешевая электроэнергия". Кроме того, Фрадков предостерег проектировщиков от лишних расходов, сказав, что "бизнес, который хочет заработать, прихватив вагонетку из госбюджета, нам не нужен". По замыслу проектировщиков, строительство гидростанций ЮЯГЭК перевернет экономику Якутии, превратит республику в мощнейший индустриальный регион.
Подводя итоги своей двухдневной поездки, Михаил Фрадков заявил, что "Якутия даст жизнь всему Дальневосточному региону". А президент республики, польщенный такими словами, подарил премьер-министру большую керамическую рюмку.