Надо сказать, что к этому дню документ дошел несколько похудевшим и значительно помягчевшим. В новом варианте уже нет речи о наказаниях за систематическое нарушение правил. Соответственно забыты и баллы. Предлагавшиеся сроки лишения права управления сокращены, да и штрафы уменьшены. Для сравнения: в изначальном варианте за превышение скорости более чем на 40 км/час предлагалось лишать прав на 1,5 года. В новом варианте - лишь на 4 месяца. По старому проекту не пристегнутый ремень безопасности обошелся бы нерадивому водителю в 500 рублей, по новому - в 300. Если в первом чтении этот документ будет принят за основу, то с каким количеством поправок он дойдет до второго - неизвестно никому. Тем более что год-то выборный, а закон не популярный.
Накануне слушаний председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев решил растолковать общественности основные положения закона и пояснить необходимость его принятия.
Законопроект предлагает ввести презумпцию виновности автовладельца. То есть за нарушения правил будет отвечать не тот, кто находился за рулем, а хозяин машины. Эта новация позволит ввести и бесконтактную фиксацию правонарушений при помощи камер, радаров. Ведь сейчас фотография нарушения по закону не может использоваться, приходится инспекторам вылавливать машины, вытаскивать водителей и предъявлять им претензии. Новая система позволит сократить количество инспекторов, которые заняты только этим. Кроме того, это позволит значительно сократить коррупцию, ведь с электроникой не договоришься.
- Инспектора не встретишь на опасном участке дороги, где он необходим, - продолжает Владимир Васильев, - потому что это действительно опасно для жизни. Зато там можно установить камеру. И водитель уже не рискнет там выскакивать на встречную полосу, зная, что потом за это поплатится правами. А расстаться на длительное время со своим автомобилем сегодня, по-моему, самое страшное для нарушителей.
Кроме того, новый закон вводит понятие промилле. Это требования Женевской конвенции, которая подписана Россией давно, а выполнять ее требования мы начали только сейчас. Минздравсоцразвития предлагает ввести 0,3 промилле, хотя конвенция допускает 0,5. Почему 0,3? Неизвестно. Васильев сказал, что это будут выяснять.
Теперь об ужесточении санкций. Это тоже давно назрело. Что такое сегодня 50 рублей штрафа? Заплатил и поехал дальше. А 300 рублей за то же нарушение? Уже задумаешься. Глава думского комитета привел следующее обоснование: когда в 2005 году увеличили ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде и убрали альтернативу в виде штрафа, желающих прокатиться под градусом стало заметно меньше. В 2005 году количество ДТП с участием пьяных сократилось на 20 процентов, в 2006-м - на 13 процентов. Одна неприятность, кодекс не учитывал, что за рулем может оказаться пьяный без прав. А ему и предъявить вроде бы нечего. Теперь этот пробел будет исправлен. За такое нарушение предлагается ввести ответственность в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей или арест на 15 суток.