В спецшколе взрослые парни сидят за одной партой с 10-летними детьми

Спецшкола в селе Маньково Чертковского района появилась 30 лет назад. Первыми воспитанниками были обитатели одной из закрывшихся колоний для несовершеннолетних. О тех годах напоминает скульптура Ленина, в постаменте которой заложена капсула воспитанникам 2020-х годов. К слову, среди бывших учащихся учреждения Владимир Муханкин. Серийный убийца сейчас отбывает пожизненное заключение. Не так давно он прислал в Маньково трогательное письмо со словами благодарности преподавателям.

- Это не Муханкин школу прославил, а журналисты, - говорит директор маньковской спецшколы Владимир Тищенко. - Здесь он был нормальным, другое дело - что с ним происходило дома, в других школах-интернатах.

Школьный фасад смотрит прямо на сельскую церковь. Словоохотливый охранник делится с приезжими последними новостями: на днях двое воспитанников пытались бежать. На вопрос, как часто такое случается, отвечает: "Бывает, но у последних бегунков это не первая попытка".

От обычной сельской школы маньковскую отличают охрана при входе и забор по периметру. Жителей села, где в прошлом располагался богатый колхоз, а сегодня процветает безработица, такое соседство не пугает, ведь спецшкола дает около 150 рабочих мест. Только педагогический состав насчитывает почти полсотни человек. Но маньковская молодежь здесь не задерживается. Костяк коллектива состоит из пенсионеров.

Почти на сотню сложных подростков в штате один психолог. Реабилитация подростков осуществляется в скромных, если не сказать бедных, условиях. Здания школы - дореволюционной постройки, с угольным отоплением. Станки в учебных мастерских давно перешли в разряд раритетных, хотя когда-то на них изготавливали мебель для донских школ. На нужды учреждения, по мнению директора, денег хватает. По информации министерства общего и профессионального образования области, на одного воспитанника в прошлом году приходилось 183 тысячи рублей, в этом запланировано около 300 тысяч. В эту сумму входят содержание ребенка, капитальные и коммунальные расходы, а также заработная плата персонала.

Если раньше в закрытые спецшколы детей направляли комиссии по делам о несовершеннолетних, то теперь это прерогатива судов, и возрастная планка воспитанников выросла с 14 до 18 лет. Здешние педагоги уверены, что посылать к ним на перевоспитание 16-17-летних бессмысленно.

Максимальный срок нахождения подростков в подобных учреждениях - три года.

Среди воспитанников школы 27 сирот, остальные из неблагополучных и неполных семей. Многие из детей по нескольку лет не ходили в школу, в итоге взрослые парни сидят за одной партой с 10- и 11-летними детьми. Четырнадцатилетний Ваня два года назад ставил вместо своей росписи крестик, сейчас он учащийся четвертого класса. Его ровесник Петр написал первое слово в этом году.

- В конце 1990-х годов к нам привозили детей, не знавших, что такое постель, как нужно пользоваться вилкой, - вспоминает завуч Алла Пономарева. - Их домом были свалки, подвалы.

Учебная программа здесь ничем не отличается от обычной школы. Более того, преподаватели стремятся за год пройти с учениками программу двух классов. Случается, что бывшие воспитанники продолжают образование в престижных учебных заведениях: в позапрошлом году один из "маньковцев" поступил в авиационный колледж. Но все же это большая редкость.

Воспитанницы учатся вязанию, их изделия в качестве подарка обычно преподносят гостям учреждения. Воспитанники осваивают специальности токаря и столяра. Гордость школы - единственный в районе детский духовой оркестр.

Чтобы стимулировать у подростков желание учиться, на общей линейке подводятся ежедневные и еженедельные итоги успеваемости. За шефскую помощь двоечникам и хорошие отметки воспитанникам объявляют благодарности, а их родителям отправляют благодарственные письма.

Увы, большинство пап и мам успехи их детей не волнуют, ведь они нередко сидят в тюрьмах или ведут асоциальный образ жизни. По возвращении из спецшколы подросток попадает в те же условия и круг общения, которые зачастую и толкнули его на преступление. В 2005 году из 42 бывших воспитанников учреждения семь подростков попали в места лишения свободы за те же правонарушения, которые они совершали до направления в спецшколу.

- Ребенку могут помочь социальные и правоохранительные органы, но он остается в асоциальной семье, и все их усилия в итоге сводятся к нулю, - считает начальник областного управления организации профилактики преступлений среди несовершеннолетних Сергей Жуков. - Можно, конечно, лишить родительских прав, но это не решит проблему. Вывод один: надо работать на укрепление семьи.

Саша Кравцов уехал из Маньково в ноябре, его забрала бабушка. Недавно она звонила в спецшколу: помогите, внук ушел к пьющей матери, несколько месяцев не учится.

- Талантливый ребенок, очень жаль таких, как он. Это сначала дети злятся на нас за то, что их заставляют учиться и отказываться от дурных привычек, а потом мы слышим от них "спасибо", - говорит заместитель директора по воспитательной работе Раиса Чередниченко. - Но зачастую наш труд не находит продолжения. Отделы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, социальные органы, наверное, здесь не срабатывают.

Практически у всех воспитанников школы похожие судьбы и мечты. А пока в общем-то чужие люди делают то, что должны были бы делать для детей их родные. В начале весны маньковских воспитанников поведут крестить к батюшке.

   прямая речь

Елена Лунина, ведущий специалист министерства образования Ростовской области:

- Действующее федеральное законодательство, регламентирующее деятельность закрытых спецшкол, нуждается в совершенствовании, так как последние изменения в него были внесены в 1995 году. Из-за того что детей направляют в спецшколы по решению суда, они воспринимаются как учреждения наказания, а не реабилитации. Нечетко прописано понятие закрытого режима, не оговорены виды наказаний для воспитанников - с учетом специфики учреждения.

Раиса Чумичева, директор Ростовского института педагогики и психологии:

- Изоляция ребенка с девиантным поведением - вынужденная мера государства, которое не знает, что с такими детьми делать. Рост их числа говорит о болезни общества. Любая изоляция рождает агрессию к тем, кто "за забором". Те, кто ее испытал, подвержены суициду, наркомании, алкоголизму. В развитых странах к таким детям относятся с позиции "каждый ребенок талантлив, ему нужно помочь". Их определяют в семьи и учат какому-либо делу. Один знаменитый психолог открыл под Парижем школу и через трудотерапию, приучая детей к работе на ферме, их перевоспитывал. В наших учреждениях нет индивидуального подхода к ребенку, да и специалистов в области психотерапии не много. Большинство психологов, начав работать с такими детьми, не выдерживает и уходит. Остаются, зачастую, не лучшие и не гуманные. В спецучреждениях нет условий для развития способностей детей, они финансируются минимально, а национальная черта - благотворительность - утрачена.