15.03.2007 01:20
    Поделиться

    Пермские музыканты подобрали "ключ" к сердцу Европы

    Георгий Исаакян о современных тенденциях развития оперы

    О том, как проходило торжество и каковы "уроки" этого грандиозного музыкального форума, корреспондент "Российской газеты" узнал у художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Георгия Исаакяна.

    Российская газета | Георгий Георгиевич, сегодня во всем мире наблюдается оперный "бум", этот музыкальный жанр оказался самым востребованным и самым "продвинутым". В чем секрет вечной популярности оперы?

    Георгий Исаакян | Родившись четыреста лет назад в Европе, опера не только распространилась по всему свету, но и стала ведущим жанром музыкального театра. В ней соединились музыка и драма, поэзия и живопись, пение и танец. Это самый синтетический вид искусства и самый близкий путь к сердцу человека. Сегодня этот жанр "на подъеме", и нам, пермякам, было приятно, что, во-первых, о Пермском театре оперы и балета знают в Европе по "смелым" постановкам и мировым премьерам. Мы привезли видеозаписи нескольких наиболее, на наш взгляд, удачных спектаклей последних сезонов и во время конференции показали их. Эффект превзошел все ожидания. Наши работы, а это "Клеопатра" Массне, "Русалочка" Дворжака и другие, получили высокую оценку у критиков и специалистов. Нам удалось доказать, что для настоящего искусства не существует границ.

    Пермская делегация участвовала в трехдневной конференции, на которой обсуждались такие важные проблемы, как единство ценностей оперного наследия и будущее оперы. Сегодня, когда мир становится слишком прагматичным, очень важно найти "ключ" к сердцу зрителя. Именно культура отличает человека от животного. Опера как один из самых "высоких" видов искусства, и есть тот самый "ключ", что открывает человеку дверь в прекрасный и духовный мир музыки.

    За неделю пребывания в Париже мы поняли, как Пермь на самом деле недалеко от Европы. У нас много общего по духу, по пониманию роли искусства. У пермской делегации завязалось немало деловых и творческих контактов, которые будут продолжены на "Дягилевских сезонах".

    РГ | Что такое "Европейский культурный паспорт" и можно ли внедрить нечто подобное в Перми?

    Исаакян | В Европе билеты на оперные спектакли стоят довольно дорого и доступны не всем. Сейчас разрабатывается идея создания "Европейского культурного паспорта", предназначенного главным образом молодежи. Благодаря этому документу молодые люди смогут бесплатно посещать спектакли и ходить в музеи. У нас цены на билеты не столь дороги, кроме того, наши студенты имеют возможность посещать театр по абонементу, что значительно дешевле. Но есть смысл подумать о возможности устраивать для какой-то категории зрителей такие льготные просмотры. Надо дать человеку шанс пойти в театр и стать его поклонником, его зрителем.

    РГ | Вы пригласили гостей из Парижа на наш Дягилевский фестиваль. Когда он будет и что интересное увидит зритель в эти дни?

    Исаакян | Наш Дягилевский фестиваль традиционно проходит каждые два года с 15 по 23 мая. Нынешний уже третий. По традиции мы покажем свои лучшие спектакли, ожидаются и мировые премьеры неизвестных опер. Мы уже показывали оперу-балет, был у нас проект "Джаз встречается с оперой", а нынче предстоит встреча оперы с фламенко (с участием музыкантов-исполнителей этого стиля). Еще один сюрприз, единственный в своем роде: "Опера-"загул" и "Опера-"похмелье" композитора Николая Сидельникова. Спектакль будет идти в течение двух вечеров. Балетная труппа покажет новые постановки балетов американского хореографа Джерома Роббинса. Кроме того, в рамках фестиваля зрители увидят спектакли в постановке многих известных российских и зарубежных хореографов.

    С нетерпением ждем приезда скульптора Эрнста Неизвестного, который по заказу краевой администрации создал памятник Сергею Дягилеву. Установка скульптуры и встреча с этим мастером, надеюсь, станет большим культурным событием. Свою программу к фестивалю готовит и Пермская художественная галерея.

    Кроме того, пройдут научные "Дягилевские чтения", а также конкурс продюсеров. Именно Дягилев создал и утвердил в искусстве профессию продюсера. Нынче роль этих людей в продвижении культуры чрезвычайно важна, и наш конкурс отвечает требованию времени. В дискуссиях и просмотрах спектаклей примут участие многочисленные гости - театральные критики и искусствоведы из России и Европы.
    Не хочу говорить подробно о программе фестиваля, она еще в процессе планирования, но главное, что это будет продолжением дружеских контактов Перми, Петербурга, Парижа и многих других городов мира и России.

     

     

    Поделиться