Сейчас в областной собственности 166 мостов регионального значения. Из них 29 находятся в неудовлетворительном, а три - в крайне неудовлетворительном состоянии. Это мосты через старицу Светлую в Белозерском районе, реку Большой Кочердык - в Целинном, реку Кызылбайку - в Шатровском. 34 моста и 156 мостовых ограждений по условиям безопасности движения не отвечают установленным требованиям. Габариты и тротуары 53 мостов не соответствуют нормам СНиП.
Одни только барьерные ограждения мостов регионального значения - чтобы они не внушали никаких опасений - требуют ежегодных расходов на сумму около 60 миллионов рублей. Но в областном бюджете на 2007 год предусмотрена лишь половина необходимой суммы: на содержание мостов выделено 13 286 тысяч рублей, на ремонт - 17 364 тысяч. На капитальный ремонт - ни копейки. Финансирование мостового хозяйства угрожающе сокращается последние пять лет.
Еще хуже обстоят дела с муниципальными мостами. В местной собственности находится 93 моста, десять из них - на грани разрушения, пять требуют безотлагательного ремонта. Это мосты: через Миасс в Каргапольском районе, через Течу - в Катайском, реку Черную - в Целинном, через ручей на автодороге Ярки - Закоулова - Язево в Куртамышском районе и через реку Чумляк в Щучанском. В советское время все они были на балансе колхозов и совхозов, строили их, как правило, без соблюдения ГОСТов и норм - не было добротного строительного материала.
Лет пятнадцать назад мосты передали в областное управление автомобильных дорог, а когда вступил в действие 131-й закон, их снова повесили на муниципалитеты. 27 мостам автодор успел вернуть нормативную прочность, но большинство осталось в том же ветхом состоянии. Из областного бюджета на этот год запланировано выделить на ремонт и строительство муниципальных мостов около 11 миллионов рублей. И все равно денег катастрофически не хватает. Интересно, что целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения в области до сих пор нет. Паспортизация и диагностика мостов не проводится. А раз так - не удается четко планировать ремонт, реконструкцию и строительство, контролировать грузоподъемность и срок эксплуатации сооружений, регулировать движение на мостах с учетом их реальной загрузки.
Анатолий Старостенко,
начальник главного управления автомобильных дорог Курганской области:
- Программа по обеспечению безопасности дорожного движения нами была подготовлена, но волевым решением ее привели в соответствие с финансовыми возможностями областного бюджета, поэтому говорить о кардинальных изменениях в мостовом хозяйстве не приходится. Я вижу выход один - вернуться к дорожным фондам. Понятно, что на федеральном уровне этого сделать не удастся, а вот субъекты могут принять такой закон, и тогда дорожное хозяйство имело бы 50, 100, а может, и 200 миллионов рублей дополнительных средств.