Любая справка за полчаса: новая инициатива чиновников

Кроме того, с будущего года в России резко сократится количество платных услуг, оказываемых сегодня государственными учреждениями по расценкам "с потолка". Те услуги, за которые все-таки придется платить, будут перечислены в Налоговом кодексе или утверждены постановлением правительства. Все остальные останутся вне закона, а значит, ведомства не смогут требовать за них деньги. И уже в марте этого года впервые в российской истории минэкономразвития направит руководителям всех федеральных ведомств и главам регионов типовые антикоррупционные программы, в которых предусмотрен ряд "технических мер" по борьбе со взятками. Об этих и других новшествах сообщили вчера на Всероссийской конференции, посвященной ходу административной реформы, представители минэкономразвития - заместитель министра Андрей Шаронов и директор департамента госрегулирования в экономике Андрей Шаров. После конференции Андрей Шаров дал интервью специально для "Российской газеты".

Российская газета | Андрей Владимирович, на конференции говорили о том, что создать такие многофункциональные центры будет весьма сложно. Как этот процесс представляют в минэкономразвития?

Андрей Шаров | Сложно, но все процедуры по предоставлению услуг, по сути, должны быть перестроены, исходя из интересов клиентов. И неважно, кто за какими окошками находится - муниципальный чиновник или федеральный служащий. Важно, что потребитель получает "пакет" взаимоувязанных услуг в одном месте.

Самая большая сложность в том, что понадобится создать так называемые "сквозные" административные регламенты, в которых будет прописана процедура предоставления госуслуг различными органами власти. Что касается помещений, то раскрою секрет. Сегодня обсуждается вопрос о поправках в законодательство, позволяющих размещать чиновников разных уровней власти в административных зданиях, независимо от их принадлежности к муниципальной, региональной или федеральной собственности. Это позволит снять правовые ограничения по созданию многофункциональных единых центров.

РГ | И где появятся первые такие офисы?

Шаров | В регионах. Проекты по созданию таких центров станут приоритетными, а поэтому в рамках административной реформы их профинансируют из федерального бюджета. Первыми "объединятся", возможно, Роснедвижимость и Росрегистрацию. Надеемся, что вскоре к ним присоединятся ведомства, которые оказывают социальные услуги, выдают различные пособия.

РГ | Сегодня прозвучала шокирующая цифра. Оказывается, наше государство оказывает услуги на 3 триллиона рублей в год. Это почти половина федерального бюджета. С 2008 года количество платных государственных услуг будет регламентировать Налоговый кодекс. И сколько нам придется платить за них?

Шаров | Сейчас минфин как раз разрабатывает методику определения платы за услуги. Их стоимость в конечном итоге должна быть необременительна для граждан. Но для бизнеса будет введен дифференцированный механизм оплаты. Согласитесь, недопустимо, чтобы одну и ту же пошлину за госуслугу платили и простые граждане, и компании с ежегодным оборотом в миллиарды рублей. В большинстве стран госпошлины и сборы платятся в процентах от сделки. Планируется, что к сентябрю с перечнем платных услуг, которые будут закреплены в Налоговом кодексе и правительственном постановлении определятся первые 9 ведомств.

РГ | А какие такие "технические меры" по предотвращению коррупции в госучреждениях собирается предпринять минэкономразвития?

Шаров | Программа будет составлена на основе пилотных антикоррупционных программ, которые уже разработаны в "Рособоронзаказе", Росрегистрации и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), а также в Татарстане, Курганской и Саратовской областях. Есть как минимум 8-9 типовых механизмов, которые позволяют предотвратить коррупционные проявления. Но для начала надо понять, какие должности в разных ведомствах изначально коррупционны. Во-вторых, проанализировать, за что дают взятки и какие процедуры по взаимодействию с гражданами и с бизнесом в связи с этим надо изменить. Если процедура будет простая и у потребителя не будет контакта с чиновником, взятки платить будет некому и не за что. Третий шаг - это уже конкретные мероприятия по изменению процедур предоставления услуг таким образом, чтобы не за что было платить. То есть дефицита госуслуг не будет. Предлагается тщательно проверять биографии кандидатов в госслужащие, их декларации о доходах, а в потенциально коррупционных ситуациях при общении чиновников с бизнесом использовать записывающие устройства и видеокамеры.

РГ | И какие сегодня выявлены коррупционные должности?

Шаров | Они связаны с распределением финансовых ресурсов, с принятием решений по госзакупкам, с проведением аукционов и торгов, должности, которые позволяют принимать решение в ускоренном режиме. Допустим, регистрация недвижимости по закону идет 30 дней. Если руководитель может принять решение в течение дня, понятно, что это такое полномочие сразу становится коррупционно емким. Метод борьбы прост. Не должно быть таких полномочий. В борьбе с ними помогут электронные очереди, не позволяющие обслужить кого-то быстрее. Кроме того, должна быть легализована ситуация оплаты за ускоренные процедуры. В Налоговом кодексе будет предусмотрена повышенная плата за срочные действия госслужащих. Таким образом, мы заодно еще поборемся с сетью черных посредников. Люди будут платить государству за срочность легально и не имея никаких проблем с законом.

РГ | То есть можно ожидать, что и армия чиновников сократится?

Шаров | В тех ведомствах, где сегодня утверждены и действуют административные регламенты, в которых поминутно расписаны действия служащих, число чиновников сокращается естественным образом. В Роснедвижимости например, за счет автоматизации процессов, только в прошлом году их стало меньше на 700 человек. При этом традиционные очереди, которые осаждали это ведомство, рассосались.

РГ | 16 марта минэкономразвития объявит новый конкурс по отбору заявок на участие федеральных ведомств и регионов в административной реформе. В чем будет его особенность?

Шаров | Мы ждем большей активности от регионов и от федеральных органов власти в разработке и внедрении в практику новых стандартов государственных услуг. И рассчитываем, что число россиян, которые смогут получать госуслуги по повышенным стандартам комфортности, с нынешних ста тысяч человек увеличится в десятки раз. Это касается и процедур по трудоустройству безработных, и выдачи паспортов, и получения разрешений на работу иностранным гражданам, и регистрации прав на недвижимость.

В местах предоставления массовых госуслуг внедрена предварительная запись на прием, используется система электронных очередей, стендов с максимально исчерпывающей информацией, удобный график работы, включая выходные дни. К тому же много вы видели массовых присутственных мест, где кондиционируется воздух, построены пандусы для инвалидов? Наверное, только в частном секторе. Теперь такой сервис предполагают госуслуги.

Справка "РГ"

По данным минэкономразвития, первые административные регламенты позволили в 3-10 раз сократить время ожидания населением в очередях. В пересчете на стоимость рабочего времени экономия на 20 пилотных проектах Роснедвижимости, Роструда, Росрегистрации и Федеральной миграционной службы в нескольких регионах страны составила почти 70 млн. рублей.