16.03.2007 03:00
    Поделиться

    В Бюджетном послании все услышали про налог на квартиру

    предложил Владимир Путин в своем Бюджетном послании

    Бабушка уезжает

    Общественность заинтересовалась идеей о новом налоге на жилье и недвижимость. Сегодня мы платим налог, который считается от оценки БТИ, и по факту выходят копейки. Президент требует, чтобы налог взимался "от рыночной цены объекта недвижимости". С оговоркой - нужно предусмотреть "систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне". Когда это будет? В Послании сказано четко: "Все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и законодательно оформлены в течение 2007 года".

    Заметим, что в тексте Послания фигурирует "рыночная" цена. Но специалисты минфина пояснили: речь идет о кадастровой оценке. Рыночная цена может меняться несколько раз за год, и налоговики просто запутаются.

    Но не так просто и с "кадастровой оценкой". Дело в том, что кадастра еще в полной мере нет. Вместо него минфин предлагает некую "упрощенную, массовую оценку". Насколько точную - вопрос.

    Замминистра финансов Сергей Шаталов приоткрыл завесу, почему вдруг за недвижимость взялись. По его словам, в обществе растет недовольство "богатыми", и люди требуют прогрессивного налога на доходы. Но единую для пенсионера и миллионера ставку в 13 процентов решено не трогать, а сгладить недовольство, задев богатых за живое - за усадьбы и дворцы.

    Выглядеть это будет так: федералы прописывают максимальную ставку налога, а местные власти могут ее снижать, если жалеют народ. Заметим, что местные еще ни разу не пользовались такой "вилкой", задирали ставку по максимуму. Именно местные власти могут устанавливать льготы для пенсионеров, ветеранов и прочих малоимущих, хотя и не обязаны. Могут они и дать народу необлагаемый минимум: скажем, 15 "квадратов" налогом не облагаются, щедро предложил г-н Шаталов. И столь же щедро предположил, что простые бабушки, имеющие несчастье жить на Рублевке (есть же там еще нормальные люди, не всех выгнали), при всех вычетах и льготах, наверное, предпочтут переехать. Чем, безусловно, сильно облегчит жизнь нуворишей, которых эта бабушка каждое утро нервирует своими валенками.

    Что в сухом остатке? Такова мировая практика. Бедные люди живут в бедных кварталах. Точка. Эксперты говорят, что "пострадает" где-то 10 процентов жителей. Расшифрую: те, кто не стар (не попадает в разряд пенсионеров), но имеет несчастье жить в хорошей квартире, доставшейся по наследству, и при этом зарабатывает скромно. Врачи, учителя, инженеры, просто ученые, дворники, продавцы - ух, всех не перечислишь. Им придется уехать. Будет это 10 процентов или 25, не знает никто. Увы, выбрана хорошая западная схема, но без учета некоторых реалий. Скажем, пресловутого прогрессивного налога на доходы, который позволяет на Западе муниципалитетам не выгонять стариков из насиженных квартир. А также без учета того, что в России понятие "бедный" несколько шире, чем "у них".

    Отдать все

    Другой яркий пассаж Послания касается Стабилизационного фонда. Его больше не будет. Вместо этого президент предлагает создать Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд - на случай резкого снижения цен на нефть. То есть он берет на себя функцию Стабфонда. Вот только попадут в него не только "сверхдоходы" от нефти, но и от газа.

    Фонд будущих поколений - это деньги на случай, если расходы государства резко вырастают, а с доходами не очень. Например, в России в 2010 году ожидается пик пенсионных платежей, сдюжит которые Пенсионный фонд или нет - большой вопрос. К слову, в Норвегии, откуда мы списываем многие наши новации, Стабфонд без изысков называется Пенсионным, и всем все понятно.

    Но что пойдет в Фонд будущих поколений? Читаем Послание: он "должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета". Г-н Шаталов поясняет: это экспортные пошлины, НДПИ и прибыль, которую зарабатывают нефтяные и газовые компании. Получается, что вся прибыль нефтяников и газовиков так или иначе уйдет государству. Если так, на что скважины бурить, бизнес делать? Оказывается, если верить минфину, сырьевики будут получать из бюджета назад некие "трансферты".

    Несомненно, идея двух фондов будет реализована. Но важны детали, которых пока не знает никто.

    Африку сменил Дальний Восток

    Очень интересно сравнить приоритеты этого Послания с таковыми годовой давности. Главная задача прошлого года - достичь сбалансированности бюджета, в том числе Пенсионного фонда, - перешла в этом году на предпоследнюю позицию. Вероятно, из-за того, что пик проблем ожидается не скоро. Зато инфляция, о которой говорили именно в прошлом году, но которая в то Послание не попала, удостоилась первого места. Правда, экономисты успели "остудить" надежды: вряд ли мы снизим инфляцию раньше, чем лет через пять. То есть в их понимании проблема номер один вообще уходит за временной горизонт этого Послания.

    В это Послание не попали такие темы, как эффективность использования государственного имущества и рост прозрачности при госзакупках. Это понятно: соответствующие решения приняты, а уж как они исполняются - остается на совести многочисленных чиновников "на местах". Жаль, что не нашлось в этом году места поддержке экспорта, которая и в прошлом году болталась на предпоследней строчке. А ведь в этом направлении не сделано ничего. Зато исчезли "помощь беднейшим странам" (в том году тема была актуальна накануне раунда G8) и проблема несвоевременного вычисления цен на услуги естественных монополий. Дискуссии же о роли Дальнего Востока материализовались на 9-й позиции, там, где прежде были "Африка". Что логично: у нас своя Африка есть.

    Что еще бросается в глаза: президент несколько раз говорит разными словами об одном - об эффективности бюджетных трат чиновниками, их самостоятельности и ответственности и так далее. Этому посвящено аж 6 пунктов из 10! И это очень плохой симптом: видимо, чиновники не справляются с деньгами, которые оказались в их распоряжении.

     ПРИОРИТЕТЫ 2007 ГОДА   ПРИОРИТЕТЫ 2006 ГОДА
     Снизить инфляцию до 3-4 процентов в год  Сбалансированность бюджета, в том числе Пенсионного фонда
     Превращение Стабфонда в Резервный Усиление роли Стабфонда и Фонд будущих поколений  Планирование бюджета на 10-15 лет Рост эффективности бюджетных расходов
    Исполнение бюджетных обязательств, осторожный подход к новым обязательствам Расширение горизонта бюджетного планирования Усиление ответственности и самостоятельности реальные результаты тех, кто распоряжается бюджетными деньгами
     Анализ эффективности расходов бюджета, реальные результаты  Усиление ответственности и самостоятельности реальные результаты тех, кто распоряжается бюджетными деньгами
     Новые принципы траты государственных денег на крупные проекты: четкие контракты с бизнесом, реальная оценка цены работы  Рост прозрачности закупок  для нужд государства
     Стимулирование бюджетных учреждений оказывать более качественные услуги    Улучшение управления государственной  собственностью
     Рост качества финансового менеджмента в бюджетной сфере Соблюдение графиков при определении цен  на услуги естественных монополий
    Решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Участие России в помощи беднейшим странам
     Развитие Сибири и Дальнего Востока  

     Поддержка экспорта

       

     

     

     

     

     

     

    Поделиться