Совсем немного времени остается до "контрольной" даты- 1 апреля, когда на рынках не должно остаться ни одного незарегистрированного негражданина России. Но система регистрации работает со сбоями. Корреспонденты "РГ" проверили ситуацию, складывающуюся в Верхневолжье.
Базар-вокзал
Широко разрекламированная упрощенная система получения разрешения на работу во Владимирской области дает сбой. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в областное Управление федеральной миграционной службы, расположенное на улице Большой Московской, в приемные для иностранцев дни. Дважды в неделю в очередь за получением рабочей карточки здесь выстраиваются до двухсот мигрантов. Люди порой ждут своей очереди с раннего утра до вечера, но не могут попасть на прием по три недели.
Широко разрекламированная упрощенная система получения разрешения на работу во Владимирской области дает сбой. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в областное Управление федеральной миграционной службы, расположенное на улице Большой Московской, в приемные для иностранцев дни. Дважды в неделю в очередь за получением рабочей карточки здесь выстраиваются до двухсот мигрантов. Люди порой ждут своей очереди с раннего утра до вечера, но не могут попасть на прием по три недели.
Но виновными в таком столпотворении специалисты службы себя не считают. Разрешений на работу они выдали уже в семь с лишним раз больше по сравнению с прошлым годом, выбрав все отведенные на регион квоты. А мигранты все идут, и из Москвы поступила команда выдавать разрешения сверх квот. Государство на порядок уменьшило количество документов для получения разрешения на работу, но не позаботилось о том, чтобы добавить сотрудников в миграционную службу. Такого ажиотажа не прогнозировал никто.
Плюс, что с каждого легализированного бюджет получает одну тысячу рублей пошлины. Но по данным начальника Управления ФМС РФ по Владимирской области Вадима Лысака, среди гостей из стран СНГ 25- 30 процентов обычных грузчиков, 20 процентов- столяров, опять же обычных, а вот высококвалифицированных специалистов явно не хватает. Это минус.
Ситуацию осложняет получение разрешений на временное проживание. Чиновники задумали улучшить российскую демографию и в прошлом году пригласили в страну всех желающих, а в январе вновь ввели квоты. В области- всего 200 человек в год. А документы уже приняли от тысячи претендентов. Не получится ли, что в результате такой миграционной реформы последний в списке получит вид на жительство через 5 лет?
– Постановление от 6 января, внесшее поправки, естественно, поставило крест на всех потугах по улучшению демографической ситуации в целом,- считает Вадим Лысак.- Правда, есть и положительные моменты- на рынках области полный порядок. По данным федеральной миграционной службы, сегодня осталось всего 28 иностранцев.
Квота с запасом
Миграционная служба Вологодской области работает в штатном режиме. По словам начальника отдела миграционного контроля регионального управления ФМС Анны Пороховой, из всех работающих на рынках только шесть процентов- иностранцы. Поэтому и проблема "засилья" приезжих за прилавками никогда не возникала.
Основная масса торговцев имеет гражданство или вид на жительство, то есть трудится на законных основаниях. А жителям российского Кавказа, естественно, никаких документов, кроме прописки, не требуется. Сотрудники иностранных компаний, например, турецкой, занятой в стекольной промышленности, приезжают по приглашениям, и все разрешения получают заблаговременно.
За прошлые годы, по словам Анны Пороховой, ни разу квоты на приезд трудовых мигрантов выбраны не были. В этом году поработать могут около 800 иностранцев из дальнего зарубежья и три тысячи- из ближнего. Несмотря на увеличение потока желающих занять себя на Вологодчине, в миграционной службе толкотни не возникает.
Штатные перегрузки
С 15 января, когда вступил в силу новый закон о мигрантах, в Ярославской области разрешение на работу получили уже больше 800 иностранцев. Заявления подали 1130 человек, а на прием, в том числе за консультацией, приходили около двух тысяч потенциальных гастарбайтеров. Трем десяткам из них было отказано из-за их проблем с законом: большинство привлекались к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а один даже находился в федеральном розыске за совершение преступления.
В управлении Федеральной миграционной службы по Ярославской области для оформления разрешения на работу иностранец может прийти в любой день рабочей недели. В четверг здесь организован особый прием для граждан, уже имеющих разрешение на проживание в России.
Как пояснили корреспонденту "РГ" в Ярославском УФМС, гражданин, намеревающийся пополнить ярославский рынок рабочей силы, должен прийти в управление с чистой дискетой, на которую ему запишут всю необходимую информацию: бланки, образцы уведомлений, предоставляемых работодателем, и прочее. Если у человека нет возможности сделать распечатку предложенных текстов, с ним проводится устное собеседование с выдачей необходимых бланков. Претенденту на рабочее место в Ярославле остается только эти бланки заполнить по-русски, заплатить 1000-рублевую пошлину, взять паспорт и снова прийти в УФМС. На оформление разрешения на работу законодатель отвел десять рабочих дней (раньше было тридцать).
По словам исполняющей обязанности начальника Ярославского УФМС Татьяны Агаповой, сроки удается выдерживать, но дается это не без труда.
- Объем работы серьезно увеличился, а количество наших сотрудников осталось прежним, хотя мы давно поднимаем вопрос об увеличении штата как минимум в два раза,- говорит Татьяна Валентиновна.- Это надо было сделать не сегодня, а вчера и даже позавчера. Наши люди работают с колоссальными перегрузками.
В первые дни после вступления в силу нового закона посетителей в местное УФМС приходило до двухсот человек. Многие шли лишь за тем, чтобы прояснить ситуацию. Кстати, это можно сделать и по телефону- 30-44-28.
- У нас есть одна серьезная проблема- полное отсутствие помещения для посетителей, приемной,- объясняет происходящее Татьяна Агапова.- Люди вынуждены стоять на лестнице и даже на улице, что, конечно, не красит наш город и область. Мы неоднократно обращались по этому поводу в областную администрацию с просьбой выделить дополнительное помещение, но вопрос до сих пор не решен, и когда будет решен, неизвестно.
Валерий Мадьяров, председатель владимирской общественной организации беженцев и вынужденных переселенцев "Содействие":
– Меня удивляет беспокойство руководителя миграционной службы области о том, что к нам едут, в основном, низкоквалифицированные работники. А торговцы разве не специалисты своего дела? Мальчики с семи лет помогают отцу и старшим братьям и только к 20 годам приобретают знания психологии, технологии хранения и транспортировки продукции, формирования цен. Да и как у нас встречают высококвалифицированных профессионалов, моя семья убедилась на собственном опыте. Еще в 1993 году мы с женой приехали из Душанбе во Владимир со статусом беженцев и, по большому счету, не почувствовали заинтересованности в нас государственных и муниципальных властей до сих пор.
Между тем
В Ярославле провели опрос общественного мнения: горожан спросили, как они оценивают решение властей о запрете торговли на рынках для иностранных граждан. Тех, кто поддержал эту инициативу,- 45 процентов. 19 процентов ярославцев заявили, что исключение иностранных граждан из сферы рыночной торговли не даст положительного эффекта, а потому они выразили свое полное несогласие с решением властей. Каждому пятому тема безразлична. Как и большинство россиян, ярославцы верят, что исход иностранцев с рынков не повлияет на уровень цен на продукты и товары, но более 30 процентов опрошенных придерживаются противоположного мнения. Почти 50 процентов респондентов уверены, что удаление с рынков иностранцев не повлияет на сегодняшний ассортимент товаров и продуктов, однако более трети респондентов твердо уверены в обратном. Они опасаются, что при таком развитии событий торговые прилавки быстро опустеют, ибо "местные власти не смогут обеспечить бесперебойную доставку и продажу овощей и фруктов". Многие при этом добавляли, что сначала надо создать отечественные фирмы, которые бы занялись этим делом, а затем "гнать чужих". Притом более 40 процентов опрошенных признались, что покупают одежду, обувь и другие товары повседневного спроса именно на рынке, где они пусть и не столь хорошего качества, но зато дешевле, а менее 40 процентов респондентов рынкам предпочитают магазины. Среди последних, как правило, те, чей ежемесячный доход превышает