Эту новость озвучил вчера на расширенной коллегии Росатома первый вице-премьер Сергей Иванов. Изменение формы собственности в столь деликатной сфере, как ядерное хозяйство страны, вовсе не означает, что атомные электростанции и электросетевое хозяйство в одночасье передадут частникам или продадут иностранцам. Сергей Иванов твердо пообещал: пакет акций нового ОАО - его рабочее название "Атомэнергопром" - сохранится у государства, а любые сделки будут заключаться только на основании распоряжений президента. Это же касается списка юридических лиц, которым разрешат иметь в собственности ядерные материалы, хранилища и реакторные установки.
- Сохраняя жесткий государственный контроль над отраслью, нам необходимо переходить на гибкий рыночный режим функционирования, - объяснил суть грядущих перемен первый заместитель главы правительства.
Сейчас гражданским атомом в основном занимаются ФГУПы. Их финансируют из бюджета, поэтому перспектива конкурировать на рынке ядерной электроэнергетики и самим зарабатывать деньги устраивает далеко не всех руководителей. В будущем им придется играть по новым правилам либо уйти из отрасли. Иванов четко дал понять, что иной альтернативы нет.
Реформа отрасли связана с серьезным дефицитом электроэнергии. Темпы ее потребления в стране уже в полтора раза превосходят расчетные. Поэтому в уточненной редакции энергетической стратегии России на период до 2020 года, которую правительство планирует рассмотреть в апреле, предусматривается увеличение доли атомной генерации. Как выразился Иванов, она должна стать тем каркасом, на котором будет держаться современная российская энергетика. Америку мы тут не открываем. В самих Штатах, между прочим, доля АЭС составляет 20 процентов, и ее собираются наращивать до одной четверти. Во Франции 8 из 10 лампочек работают от атома, в Швеции и Бельгии - половина, в Германии - треть. В России же, несмотря на уникальные ноу-хау вроде самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах на Белоярской электростанции, доля атомной энергии не превышает 16 процентов. Огромные вложения - 674 миллиарда рублей до 2015 года - позволят ежегодно закладывать два новых энергоблока, но не решат все проблемы отрасли. Ей нужны внебюджетные инвестиции, которые как раз и сулит акционирование гражданских предприятий Росатома.
Дефицит энергетических мощностей дополняется дефицитом энергосетей. Из-за этого, к примеру, не могут ввести в строй пятый блок Курской атомной электростанции, столь необходимый жителям Центральной России. На северо-западе страны из-за недостаточной пропускной способности линий электропередачи Кольская АЭС недодает потребителям 3,5 миллиарда киловатт. А ведь эта станция в состоянии обеспечить дешевой энергией не только Мурманскую область, но и сопредельные с ней регионы.
Иванов призывал атомщиков активнее создавать совместные предприятия, где бы успешно использовались отечественные и иностранные технологии.