В Намибии Михаил Фрадков тоже обсуждал проекты по развитию местной энергетики и о нашем участии в геологоразведке. Россию в этой части Африки кроме прочего интересует уран и алмазы, а также рыбная отрасль и сельское хозяйство. Но о подписании договоров и меморандумов с Намибией пока говорить рано. Парадокс российско-намибийских отношений как раз и заключается в том, что мы неплохо ладим, если не сказать - дружим, но при этом почти не торгуем. Товарооборот составляет смехотворную цифру: немногим более двух миллионов долларов.
Михаил Фрадков намерен исправить этот "перекос". "Уровень наших политических и дипломатических отношений позволяет активно заниматься проектами, в которых заинтересованы обе страны", - заявил российский премьер.
Проектов много. Например, Намибия испытывает дефицит в электроэнергии, в то время как у России есть подходящие специалисты и технологии, а также необходимые материальные и финансовые ресурсы. Наша страна может предложить африканским партнерам много современных и весьма интересных идей, вплоть до альтернативных источников генерации энергии.
Отвечая на вопросы журналистов о возможных российских компаниях, которые поднимут экономику Намибии на новый технологический уровень, премьер не стал называть конкретные фирмы. Как оказалось - умышленно.
- Услышав от меня названия компаний, готовых прийти в Намибию, - подчеркнул Михаил Фрадков, - кто-то может подумать, что список таковых участников ограничен и определен. Это не так, список пока еще открыт.
Только нужно поторопиться - Намибия сказочно богата и конкурентов хоть отбавляй. По запасам урана эта страна с населением чуть больше двух миллионов человек занимает одно из первых мест в мире. Кроме урана в избытке алмазы, золото, серебро, медь.
У этой страны есть одно очень серьезное конкурентное преимущество перед соседями, кстати, также не обделенными алмазами. В Намибии человек европейской внешности может совершенно спокойно прогуливаться хоть днем, хоть ночью, не опасаясь за свою жизнь. И вообще, Намибия поражает не только безопасностью, но и качеством дорог, и чистотой городов. Немного смазывает впечатление повальное увлечение колючей проволокой в оформлении офисов и вилл в центре столицы, но в целом Виндхук можно назвать почти европейским городом. Точнее, причудливым симбиозом сразу нескольких городов. От Англии столице Намибии досталось правостороннее движение, замечательная архитектура, сочетающаяся с немецкой стерильной чистотой улиц (местная немецкая община насчитывает более 30 тысяч человек - самая большая в Африке).
Однако, несмотря на кажущуюся прелесть и экзотику, попасть простому россиянину в Намибию едва ли возможно - уже давно из России в эту часть света не летают самолеты. Авиарейсы были отменены из-за убыточности. Есть надежда, что визит Михаила Фрадкова поправит это недоразумение. Конечно, еще не завтра, но проблема обсуждается.
В отличие, скажем, от соседней Анголы, где развитию сельского хозяйства и туризма, помимо традиционных напастей, мешают многочисленные минные поля, Намибия - просто островок африканского благополучия. Так что за такую страну стоит побороться.
Впрочем, как и намибийцам - выдержать экзамен на право быть надежным другом России. Визит премьера показал, что и мы, и они все выгоды от такой дружбы понимают. Что само по себе уже не менее ценно, чем подписание предметных соглашений и меморандумов.
Показательный эпизод. Во время встречи Михаила Фрадкова с намибийским президентом Хификепунье Похамбой последний с улыбкой сообщил о том, что у него в правительстве есть даже выпускники МГУ. А он сам сейчас намерен освежить в памяти русский язык. "Он вполне может вам пригодиться, - сразу же отреагировал наш премьер. - Причем уже в ближайшее время".
После Намибии премьер-министр Михаил Фрадков прибыл в последнюю страну южноафриканского турне - ЮАР. Сегодня он приступит к переговорам с вице-президентом страны Фумзиле Мламбо-Нгкука.