- Внести флаг! - дал команду главный гость на этом празднике президент Всемирного клуба одесситов Михаил Жванецкий, и в зал внесли бело-синее полотнище с элегантно вышитой шифровкой.
Всемирный клуб одесситов явился миру в ночь с 6 на 7 ноября 1990 года, московское отделение было открыто шесть лет назад. Шифровкой на внесенном флаге оказался логотип Одесской колонии в Москве - "ОдеКолон".
Весь вечер знаменитые гости - одесситы по происхождению или по духу, старались вывести формулу настоящего одессита.
- Кто лучше политика сможет рассказать о том, кто такой одессит, - предположила ведущая вечера наша коллега Сусанна Альперина, исполнительный директор Московского отделения клуба одесситов, и вместе с еще одним ведущим Геннадием Швецом они пригласили на сцену политолога Александра Ципко. А также его коллег - одесситов - Евгения Ясина, Вячеслава Игрунова, Глеба Павловского. Последний, к своему собственному сожалению, на вечер не приехал, зато прислал боевую подругу - жену - одесского писателя и поэта Ольгу Ильницкую.
- Для одессита самое страшное, когда из него делают идиота, - поделился политолог Александр Ципко. - Это такой одесский рационализм. Мозги должны быть всегда трезвыми - так воспитывали нас бабушки и дедушки - не важно, кем ты будешь, но ты должен соответствовать городу.
Огневолосая юмористка киевлянка Клара Новикова голосом своей знаменитой "тети Сони" сообщила собравшимся, что познакомилась с Одессой будучи студенткой.
- Чудесной южной ночью мы отправились купаться на море. И пока мы голышом барахтались в воде, у меня украли всю одежду. Так я познакомилась с Одессой, - смеется Новикова. - Потом была "Юморина". Помню одну бабушку лет девяноста, которая пыталась подняться по Потемкинской лестнице. Я ей говорю: "Бабуся, куда вы. Там же ничего нет, пожалейте себя", а она мне: "Ты видишь, что там ничего нет? Так и я хочу это видеть!" Вот в этом вся Одесса.
После случилось торжественное принятие в почетные члены московского "ОдеКолона" маршала Евгения Шапошникова, который командовал Военно-воздушными силами Одесского военного округа как раз в годы перестройки.
- Поначалу Одесса меня разочаровала, - признался маршал. - Я столько о ней слышал и представлял, что это будет такая жемчужина у моря, вроде Сочи, но еще круче. Но чем дольше я там жил, тем больше влюблялся в этот город.
Удостоверение маршалу Шапошникову вручил президент Жванецкий, а "Российская газета" подарила Евгению Ивановичу каштан в кадке.
- Если честно, мне совершенно невесело, - сделал смелое заявление режиссер Михаил Левитин. - Мы продолжаем исполнять роль одесских весельчаков, а все уже перешучено и потеряно. Одесса - это выстроенная судьбой мощная и крепкая защита.
Зато от души шутили и веселились другие режиссеры - Марк Рудинштейн, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Марк Розовский (одессит по духу), Семен Бульба. А Иосиф Райхельгауз так блистательно читал стихотворения Пушкина об Одессе, что его энергия и напор заставили полюбить этот город даже тех, кто ни разу в нем не бывал.
Нона Гришаева, актриса театра им. Вахтангова, исполнила песню о родном городе "Платановый рай". Эта красавица одесситка, во-первых, совсем недавно родила сына, во-вторых, получила звание заслуженной артистки России.
Зал помянул и тех людей из московского "ОдеКолона", которые в прошлом году оставили нас - главного художника театра Ленком Олега Шейнциса и художника Давида Боровского. Впервые в "РГ" друзья и вдова Олега Шейнциса рассказали о том, что готовится книга про него, и пригласили всех желающих принять участие в ее издании.
- Сегодня образовался разрыв между корнями и плодами, - резюмировал вечер Михаил Жванецкий. - Плоды живут сами, корни перебрались в другие страны. Но я жду возрождения. В Одессе в большом количестве появились красивые женщины. Надеюсь, что эта волна красивых женщин повлечет за собой культурную волну, потому что любовь рождает поэзию. Опять восстановится эта связь между плодами и корнями.
Определив, наконец, кто же такой истинный одессит, гости высыпали в кулуары, где с наслаждением рассматривали приятно-ненавязчивую живопись: милые одесские подворотни, накорябанное на воротах "Миша дурак", через весь двор болтающиеся на веревке простыни с пододеяльниками. Ах, Одесса!
- Кто же имеет право зваться "настоящим одесситом"? - поинтересовались мы у одесской красавицы Эвелины Блёданс.
- Веселый, остроумный, щедрый, готовый на экстравагантные поступки, способный завоевать женщину, - считает красавица. - Разговорами одессит вообще способен на многое. Я знаю мужчин, которые не имеют значительной финансовой базы и не могут кинуть к ногам любимой миллион алых роз, но умеют об этом рассказать так, что ты в это начинаешь верить и понимаешь, что у тебя обязательно будет этот миллион алых роз! И ты постоянно находишься в этом счастливом предвкушении!
- Настоящий одессит тот, кто, приехав в любой другой город, с хрипом в голосе доказывает, что Одесса - лучший город в мире, - смеется композитор Виктор Чайка. - Через какое-то время он перестает это доказывать, потому что осознает, что все уже давно все поняли. Во-вторых, одессит - человек грустный. Ему приходится шутить, чтобы поддерживать реноме города, в котором якобы все шутят. А на самом деле там все грустят. Я сам очень грустный человек, - улыбается Виктор. - Мы, одесситы, грустим. Это наш смех сквозь слезы. Вроде бы хочется плакать, а он смеется или улыбается, как это обычно делает Жванецкий.
У главного одессита Жванецкого мы спросили, чем московский одессит отличается от одесского.
- Образованием, - ответил сатирик. - Жизненным образованием. У меня была такая карьера: я закончил школу Одессы, поступил в Ленинград, окончил Ленинград, поступил в Москву. Москва - это такое место, где можно всю жизнь учиться. И я учусь. Сегодняшний вечер показал, сколько у нас общего. Объединяет нас наша Одесса, земля, которая нас взрастила.
Аплодисменты.
Редакция благодарит музыкантов и исполнителей, которые помогли провести вечер, - Алексея Крамаренко, Олега Золоева, Игоря Старосельцева, Евгения Листунова и Ольгу Ивашину. Подробности о том, как прошел вечер, читайте в "РГ" - Неделя".