Однако авиакомпания "ЮТэйр", которой принадлежит разбившаяся "тушка", отрицает это. Как сообщил корреспондентам "РГ" начальник службы по связям с общественностью авиакомпании Юрий Мушихин: "Самолет был исправен и соответствовал нормам летной годности".
Трагедия произошла 17 марта. Рейс N 471 вылетел из аэропорта Сургута около девяти утра по местному времени. Спустя полтора часа он показался в небе над Самарой. Через этот город самолет следовал транзитом. Там он обычно совершал дозаправку, а дальше отправлялся в Белгород.
На борту находились нефтяники Тюменской области, а также белгородцы, питерцы, самарцы, волгоградцы, жители Ямало-Ненецкого АО. Примерно в 10.45 лайнер начал снижаться. Дальше произошло нечто странное. По неустановленной пока причине самолет приземлился за четыреста метров до начала взлетно-посадочной полосы и значительно правее от нее.
В результате машина пропахала по вязкому грунту, перевернулась через левое крыло и загорелась. На место ЧП прибыли медики и спасатели. Пожар удалось потушить быстро, благо, что горючего в баках оставалось совсем немного.
- В самолете находились пятьдесят пассажиров и семь членов экипажа, - рассказал руководитель пресс-службы МЧС России по Самарской области Анатолий Карпюк. - Шесть человек погибли.
Пассажиров, получивших травмы, госпитализировали. В городскую клиническую больницу имени Н.А. Семашко были доставлены два человека, получивших незначительные ушибы и переломы. Троих поместили в реанимацию городской больницы N 7. Шесть человек отправили в городскую клиническую больницу имени Н.И. Пирогова. По одному человеку было госпитализировано в больницу N 2 города Тольятти и в центральную районную больницу поселка Красный Яр. Дежуривший вчера в красноярской больнице врач-травматолог Александр Захаров определил состояние двадцатичетырехлетней пациентки Маргариты Сизиковой как средней тяжести, с многочисленными ушибами, сотрясением головного мозга. "В дальнейшем больной потребуется помощь психолога, с таким потрясением не каждый справится", - сказал он корреспондентам "РГ".
Больше всего пострадавших поступило в самарскую областную клиническую больницу им. Калинина.
- У нас находятся пятнадцать пациентов, - говорит ответственный хирург Александр Решетов. - Самая тяжелая - Наталья Терентьева, у нее - переломы голени и пневмоторекс, из которого она, к счастью, вышла. Сейчас угрозы ее жизни нет. У четверых - состояние средней степени тяжести. В основном зафиксированы черепно-мозговые травмы, ушибы, рваные раны. У одной пациентки компрессионный перелом позвоночника без повреждения спинного мозга. Среди травмированных есть члены экипажа. Командир отделался ушибами, у бортмеханика перелом левой голени и ушибы плечевого сустава, стюардессы получили сотрясение мозга.
Те пассажиры, у которых врачи в ходе осмотра не нашли травм, улетели следующим рейсом в Белгород.
Напоминаем, что продолжают работать "горячие линии" МЧС России для родственников погибших и пострадавших. Обращаться можно по телефонам в Самаре: (846)49-24-50 и в Белгороде: (4722) 32-03-00. Сотрудники чрезвычайного ведомства оказывают и психологическую помощь по телефону: (495) 626-37-00.
По факту случившегося прокуратура Самарской области возбудила уголовное дело по 263-й статье УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Для выяснения причин инцидента создана правительственная комиссия Министерства транспорта России, которую возглавил замглавы этого ведомства Борис Король. 17 марта на месте происшествия работала техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета. С самолета были изъяты и вчера утром доставлены в Москву "черные ящики". Только расшифровав их, специалисты смогут восстановить полную картину произошедшего. Пока же, по предварительной версии, авария случилась из-за ошибки экипажа. Но в авиакомпании "ЮТэйр" эту версию не разделяют.
- Командир воздушного судна Олег Зубков - опытный летчик, - сказал корреспондентам "РГ" Юрий Мушихин. - Причиной же ЧП, как нам кажется, могло стать резкое ухудшение погодных условий. Над аэропортом сгустился сильный туман, и поэтому видимость стала практически нулевой.
Вчера чартерным рейсом из Сургута и Белгорода в Самару прилетели родные погибших и пострадавших. Их встречали медики, готовые в случае необходимости оказать помощь. Представители городской администрации развозили прибывших по гостиницам. Родственников погибших ждет крайне тяжелая процедура опознания тел. Как сообщается, семьям, потерявших родных людей, будет выплачена компенсация, соответствующая европейским нормам, - по 75 тысяч долларов.
В день трагедии корреспонденту "РГ" удалось поговорить с пассажирами рейса N 471 Сургут - Самара - Белгород.
Алексей Морозов:
- Я, не знаю почему, чувствовал себя очень некомфортно в этом полете, напряженно. Может быть, поэтому помню все до деталей. Мы пошли на посадку, затем раздался сильный удар о землю, мы подскочили, и еще один удар случился буквально через пару секунд. Я сидел в хвосте, свободные кресла передо мной от удара сложились пополам. Затем самолет перевернулся, и мы повисли вниз головой. Я смотрел на стены и думал, где же тут выход, и пожалел, что прослушал, когда стюардесса объявляла о запасных выходах.
Потом думаю, даже если найду я этот выход, как я его открою? Мыслей о смерти не было. Психолог спрашивала меня, успел ли я подготовиться к смерти? Нет, я думал, как спастись. В салоне погас свет, полыхнуло что-то справа, повалил дым. Казалось, надо было бежать, спасаться, а все стали хватать свои сумки, я тоже вспомнил: у меня же ноутбук с работы, первым делом схватил его - и к выходу. Хорошо сработал экипаж. Бортпроводник и стюардесса помогали пассажирам выбираться из салона, повторяя: "Отбегайте живо на 100 метров, самолет может взорваться". Мужчины, из тех, кто выбрался первым, стали забрасывать горящий самолет снегом. Даже на полосе не было видно огней, настолько был густой туман. Но я успел сделать несколько снимков, пока не подъехал автобус.
Андрей Старков:
- Я сидел у окна на шестом кресле. Над Самарой был непроглядный туман. Мне показалось, что самолет неправильно заходил на посадку, слишком быстро это случилось. Я летаю часто в командировки, есть с чем сравнивать. Мы резко приземлились, самолет завалился на левый бок, потом перевернулся. Было очень шумно, так что я даже не слышал криков сидевших сзади меня матери с маленьким ребенком. Мне зажало ноги, больше ничего не помню...
Евгений Спичак:
- Я работаю в Нефтеюганске. Летел в отпуск из Сургута в Белгород, дремал, поэтому не помню, как лайнер заходил на посадку. Кажется, мне снился сон, что сейчас самолет разобьется, хотя, может быть, я воспринял так аварию сквозь дрему. Одним словом, ничего не помню, очнулся уже в больнице. Дома меня ждут родные и любимая девушка.
Анна Шепелева,
Самара
Экипаж разбившегося Ту-134:
Командир воздушного судна - Олег Зубков, пилот 2-го класса. Общий налет - 11 тысяч 855 часов. На Ту-134 - 1993 часа, из них командиром - 740 часов. Имеет погодный минимум - 60 (высота нижней кромки облачности) на 550 метров (горизонтальная видимость).
Второй пилот - Андрей Лапанов, пилот 2-го класса. Общий налет - 6 тысяч 100 часов. Все - на Ту-134.
Штурман - Сергей Щербань, имеет 1-й класс. Общий налет - 5 тысяч 210 часов. На Ту-134 - 2338 часов.
Бортмеханик - Александр Муратов, имеет 1-й класс. Общий налет - 5 тысяч 30 часов, все - на Ту-134.
Справка "РГ"
На 1 марта 2007 года самолетный парк авиакомпании "ЮТэйр" составили 133 воздушных судна: Ту-154 - 14, Як-40 - 13, ATR-42-320,Ту-134 - 28, Ан-24 - 15, Aн-2 - 43.
Есть обширный парк вертолетов различной грузоподъемности - 178 машин: Ми-26, Ми-10, Ми-8МТВ, Ми-8Т, Mи-8AMT, Ми-171, AS-355N.
Ту-134 - ближнемагистральный пассажирский самолет. Изначально Ту-134 задумывался как модернизация Ту-124. Первые два опытных экземпляра были изготовлены в 1963 году и назывались Ту-124А. Усовершенствованная модель оказалась весьма удачной. Серийное производство самолета началось в 1966 году. Всего до 1984 года было выпущено 852 Ту-134 в различных модификациях. 134 машины в различных вариантах были поставлены за границу.