20.03.2007 01:00
    Поделиться

    Из жизни психоаналитиков и пациентов

    Михаил Швыдкой начал передачу с утверждения: "Нашему человеку психоаналитик не нужен". Вместе с ним так думала и литературовед Наталья Иванова. С ними были не согласны теоретики и практики психоанализа, артисты, писатели... Я в этой дискуссии все никак не мог определиться, на чьей я стороне. И те вроде правы, и эти как будто недалеки от истины.

    К примеру, когда известный коммерсант с оранжевым шарфиком на шее в эфире программы "К барьеру!" объявил войну Англии, то бишь Кремлю, я подумал, что этому человеку не помешал бы личный психоаналитик. Говорят, правда, что он у него есть. Это Валерия Новодворская, чем, возможно, и объясняется неадекватность ее подопечного. Хотя не исключено, что мне, гагаре, просто недоступна жажда бури и уверенность в победе.

    Что касается В.В.Ж., закатившего истерику в стенах Думы, то ему там же коллеги и поставили диагноз: весеннее обострение на почве недостаточной самоидентификации.

    Некоторое затмение, видимо, нашло на известного и рассудительного политолога, сказавшего в ток-шоу "Национальный интерес" следующее: "Я считаю, что надо изолировать нашу интеллигенцию от общества". Подумав, прибавил: "...всеми возможными гуманными способами".

    Если оглянуться на наш исторический опыт изоляции интеллигентных граждан, то имелся в виду, надеюсь, не вульгарный ГУЛАГ, а всего лишь философский пароход.

    Как нарочно, Первый канал подгадал с показом зарубежного худфильма из жизни практикующего психоаналитика. Очень хороший фильм, называется "Мой лучший любовник" с щедро талантливыми артистками Мерил Стрип и Умой Турман. Забавна коллизия: женщина в расцвете сексуальной активности, состоящая в разводе, влюбляется в парня на 15 лет ее моложе и с этой проблемой является к своему индивидуальному психоаналитику. Доктор, тоже женщина, советует своей пациентке не смущаться и не комплексовать, а дать волю своей "активности".

    Она ее дала и снова пришла к душеспасительнице, чтобы поделиться с ней своим счастьем. Но тут выяснилось, что счастье пациентки - это несчастье психоаналитика, поскольку любовник одной женщины оказался сыном другой. У профессионала началось раздвоение до этого целостной личности. И мама "лучшего любовника" расплевалась с психоаналитиком в себе. Просто материнские чувства в отдельном конкретном случае взяли верх над учением великого Фрейда.

    В том и дело, что в жизни доктор и пациент нередко меняются местами. Собственно, само ТВ то работает в качестве целителя душевных расстройств, то предстает совершенно нездоровым в психическом отношении персонажем, нуждающимся в медицинской помощи.

    Легко заметить, что телевидение действительно очень многим помогает решить проблему адекватности. Тому же Жириновскому, например. Ему, как дадут эфир, то он сначала несколько перевозбудится - покричит, понегодует, помашет руками. А затем успокаивается и, когда свет гаснет, камеры выключаются, выглядит уже совершенно нормальным человеком.

    В творческой биографии певицы Лолиты не так давно случился кризис, очевидно усугубленный личными проблемами. Как-то надо было решать проблему самоидентификации. "Шоу разведенной женщины" помогло лишь отчасти. Но тут ей пришло на помощь ТВ: она получила авторскую программу "Лолита. Без комплексов", и вся ее нерастраченная страсть к общению нашла выход и применение. Она теперь сама доктор-психоаналитик, поскольку тут же объясняет прибывшим на программу мужчинам и женщинам, почему они ведут себя так или иначе и как им надо себя вести.

    С двумя докторами Малаховыми и с одним доктором Курпатовым примерно та же история. Они думают, что лечат других; на самом деле лечат всего лишь себя, любимых. И тут же, правда, заболевают еще больше.

    Вообще лечение не отходя от телевизора и не приходя в сознание - это давняя и заветная мечта многих нездоровых людей еще со времен Кашпировского. Но тогда речь шла в основном о физических недугах; теперь настала очередь недугов душевных. Здесь для шарлатанства открывается невиданный простор.

    Само телевидение предстает порой коллективным шарлатаном. Этим, наверное, и объясняется успех безразмерного шоу "Минута славы". Тут вам сразу решается и проблема идентичности индивида, и драма его неадекватности. "Круто он (она) попал (попала) на ТВ".

    Простому человеку, может, и довольно в качестве успокоительной пилюли "минуты славы". А человеку известному ее мало. Чем чаще попадаешь на ТВ, тем больше хочется. Человек довольно быстро становится эфирозависимым. И это уже болезнь. Это тот случай, когда лекарство становится отравой, медленно, но верно действующим ядом.

    Сейчас мы наблюдаем, как сколько-нибудь популярные персонажи рвутся заняться на экране телевизора не своим делом. Катанием на льду, балансированием на канате... До этого они кидались головой во всевозможные "шоу выживания", где в поисках своей идентичности не брезговали поеданием тараканов и червяков.

    В шоу "Цирк со звездами" все эти страсти приняли не совсем здоровый характер. Ефима Шифрина куснула обезьяна до боли, до крови и до слез умиления. То был триумф артиста и человека, но, признаюсь, мне, гагаре, у экрана телевизора стало не по себе.

    Для Ксении Собчак поиски собственного "я", похоже, стали манией. Она, чтобы самоутвердиться, рвется под купол без страховки. То ли мы еще увидим...

    И Лолита, чем больше получает от ТВ острых ощущений, тем острее чувствует их недостаточность. На программе "Властелин горы" она, чтобы подбодрить свою команду, стала раздеваться на снегу. Команде, правда, это не помогло, но девушке было, видимо, в кайф, как принято говорить в молодежной тусовке.

    ...Что-то глубоко неладное происходит в телевизионном королевстве. Есть и косвенные тому доказательства. Одно из них - выход из учредителей академии "ТЭФИ" телеканалов НТВ и ТНТ. Это скандал, который стал следствием серьезного нездоровья ТВ вообще (многократное преобладание развлечения над информацией и аналитикой) и элитного его подразделения - академии в частности.

    Другой приметой неблагополучия в телевизионном мире стало присуждение антипремии "Абзац" Константину Эрнсту с формулировкой: "Как физическому воплощению самой большой рейтинговой доли телевидения, оглупляющего простого человека, отрывающего его от книги и чтения, от всякого проявления культуры".

    Этот "Абзац" - такая желтая карточка всему ТВ от имени Культуры. Хотя и не все ТВ ее заслужило. На минувшей неделе можно было увидеть два очень интересных и важных для культуры документальных фильма "Мой Андрей Миронов" Ларисы Голубкиной и "Жизнь нелегка... Сергей Довлатов" Алексея Шишкова и Елены Якович. Но о них - отдельный разговор в ближайшем выпуске "РГ - Недели".

    Поделиться