Вчера Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству поддержал концепцию законопроекта, внесенного в нижнюю палату "единороссами" Алексеем Волковым, Александром Гуровым и Алексеем Розуваном. Они предлагают создать Следственный комитет Генеральной прокуратуры и подведомственные ему подразделения в регионах. В Комитете по безопасности, который обсуждал реформу Генпрокуратуры в минувший четверг, мнения по документу разошлись - десять на десять. Цель этой законодательной инициативы - разделить процесс следствия и надзор за ним. О необходимости совершенствовать деятельность органов прокуратуры председатель Госдумы, лидер "Единой России" Борис Грызлов говорил еще в ноябре прошлого года. "Единороссов" не устраивала сегодняшняя ситуация, когда "прокуратура сама возбуждает уголовные дела, сама их расследует, прокурор сам за собой надзирает и поддерживает обвинение в суде". Органы следствия есть в ФСБ, МВД, наркоконтроле, таможенных органах. Но там за следствием ведется жесткий контроль - и внутриведомственный, и со стороны прокуратуры. А за следователями прокуратуры никто, кроме нее самой, не следит, что приводит к субъективизму и коррупции. К тому же существующий порядок, когда уголовное дело может возбуждаться только с согласия прокурора, создает сложности для расследования преступлений. "Страна у нас большая, -заметил председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. - Следователи приезжают на место преступления, осматривают его, а чтобы проводить необходимые следственные действия дальше, должны ехать к прокурору за разрешением".
Заместитель Генпрокурора Сабир Кехлеров, присутствующий на заседании комитета, согласен, что эту норму можно отменить - "она уже сделала свое дело". Не возражал он и против разделения непосредственно самого следствия и надзора за ним. Однако он считает неприемлемым создание в системе Генпрокуратуры независимой структуры. Ведь в соответствии с законопроектом, руководителя Следственного комитета, как и самого Генпрокурора, назначает Совет Федерации по представлению президента. Формально руководитель Следственного комитета будет являться первым заместителем Генпрокурора, но подчиняться ему не станет. Он самостоятельно будет решать все кадровые вопросы, не согласовывая их с Генпрокурором.
По сути, прокуратура лишится права возбуждать и прекращать уголовные дела, руководить следствием, принимать участие в предварительном расследовании. Остаются лишь надзорные функции и поддержание обвинения в суде. Только на суде прокурор может заявить о некачественно проведенном следствии и отправить дело на доследование. "А ведь к этому времени могут быть утрачены доказательства", - предположил Сабир Кехлеров, который убежден, что прокурор должен иметь право вмешаться в процесс расследования еще до суда. Иначе возникают противоречия - функция надзора у прокурора остается, а исполнять ее он не сможет.
В комитете к аргументам заместителя Генпрокурора прислушались и решили, что ко второму чтению в законопроект нужно внести поправки, чтобы уточнить "ряд положений, касающихся полномочий прокуроров по осуществлению надзора с целью недопущения снижения его эффективности и реального повышения уровня законности при проведении предварительного расследования".
Первое чтение законопроекта планируется на 23 марта.