21.03.2007 03:30
    Поделиться

    Ученые предлагают эффективные методы защиты космонавтов от радиации

    Результаты стали своеобразным ответом скептикам, утверждающим, что большой науки в космосе сегодня нет. Дескать, экипажи МКС в основном занимаются поддержанием работоспособности станции и не более того. Между тем за последние шесть лет на орбите только по национальной научной программе проведено 65 научно-прикладных исследований и экспериментов, а всего их намечено 317.

    Приоритеты очевидны - это космическая технология и материаловедение, геофизические исследования, изучение природных ресурсов Земли и экологический мониторинг, космическая биотехнология. Одно из важных направлений исследований в условиях невесомости - работы по кристаллизации белков. Ученые надеются получить совершенные кристаллы с качеством, недостижимым в земных условиях. Это имеет огромное значение для создания биокомпьютеров, которые могут стать вычислительной техникой нового поколения.

    Некоторые результаты орбитальных исследований уже воплощены в реальных технологиях. Например, на полигоне в Подмосковье успешно испытаны биореагенты, позволяющие эффективно бороться с нефтяными загрязнениями. Иными словами, это бактерии, поедающие нефтяные прoливы. Так вот, штаммы этих биоактивных препаратов имеют "космический" характер: они были получены на орбите.

    По словам генерального директора ЦНИИмаша академика РАН Николая Анфимова, годовой бюджет научных экспериментов, проводимых на российском сегменте МКС, составляет около 100 миллионов рублей. "Начиная с прошлого года, российская наука на станции финансируется в полном соответствии с утвержденной программой", - замечает ученый.

    Но что стоит за названной суммой? В абсолютных цифрах это менее 1 процента затрат на пилотируемую космонавтику. Достаточно ли этих денег? Даже сегодня их уже не хватает. А что будет через два-три года, когда число модулей в составе станции вырастет, когда увеличится экипаж и количество рабочих мест?

    В свое время на российской орбитальной станции "Мир" было проведено более 2 тысяч научных экспериментов. Перекроет ли МКС этот результат? Посмотрим. В конце концов, строящаяся международная станция будет "развернута" полностью только к 2010 году. Кстати, и в свое время на "Мире", а сейчас на МКС проводится уникальный эксперимент "Плазменный кристалл". Многие ученые считают, что открытие устойчивых трехмерных плазменных кристаллов вполне претендует на Нобелевскую премию.

    Между тем уже получены первые результаты другого уникального эксперимента - "Матрешка", по изучению воздействия радиации на критические органы тела человека. Три года назад на МКС были отправлены два необычных "пассажира"-фантома: у одного был вполне "человеческий" вид - рост 1,75 метра и вес 70 кг, другой тянул всего на 30 кг и имел форму шара.

    Первый целый год работал вне станции, а второй сразу расположился на борту. С помощью чувствительнейших датчиков, которыми начинили оба манекена, - а они сделаны из уникальных материалов, по химическому составу близких к человеческому телу, - ученые хотели определить дозы радиации, которые получают жизненно важные органы космонавтов в длительных полетах. Это особенно важно знать с прицелом будущих полетов на Марс.

    Сегодня существуют специальные нормативы облучения для космонавтов: годовой предел, превысить который никто не имеет права, - 500 миллиЗиверт. Есть еще так называемый профессиональный лимит, или - лимит за карьеру: он не должен превышать 1 Зиверт. Много это или мало? Как говорят специалисты, максимально допустимая доза, которую может накопить космонавт за все годы работы на Земле и в космосе, способна забрать у него 2-3 года жизни.

    Подобной, слава Богу, еще не было ни у кого и никогда. Но существует общее правило - дозы должны быть настолько низкими, насколько они разумно достижимы. Вот почему ученым так важно знать, как реагируют на радиацию "критические" органы.

    Уже есть данные, косвенно подтверждающие гипотезу: дополнительная локальная защита кают российского сегмента, где спят космонавты, ослабляет "мягкий" компонент космической радиации. Как пояснил заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Шуршаков, в составе космической радиации, воздействующей на организм человека в длительном полете, есть "жесткая" компонента - космические лучи и "мягкая" - так называемая захваченная радиация. Изучив доставленную на Землю первую партию детекторов, ученые определили, что на углублении в тело организма на 5 см доза радиации почти достигает фонового уровня, а потом становится еще меньше.

    Исследования продолжаются. В мае грузовой корабль "Прогресс" доставит на МКС новую партию детекторов. В планах специалистов - исследование радиации не только в служебном модуле и переходном отсеке, куда "переехали" оба фантома, но и в других сегментах станции, а также проверка нового метода защиты от нее с помощью "щита" из влажных салфеток, упакованных в полиэтиленовые пакеты.

    Между тем
    7 апреля с космодрома Байконур должна стартовать 15-я основная экспедиция на МКС. Вместе с экипажем - Федором Юрчихиным и Олегом Котовым летит очередной космический турист Чарльз Симони, а также... отряд космических червей. Ученые отправляют на орбиту около 80 разрезанных на части планарий, которые за 10-дневный полет должны регенерировать до полноценных особей. Животных поместят в шесть специальных флаконов, которые, в свою очередь, упакуют в два контейнера. Кроме того, в 15-16 тонких пробирок поместят отдельные кусочки "тела" планарий. Это делается для чистоты эксперимента - так ученые смогут с большей точностью отследить процесс и скорость его регенерации. Цель эксперимента - изучить процесс морфогенеза в условиях невесомости, а также проследить формирование органа равновесия у новых особей планарий в отсутствие гравитации. Результаты исследований позволят ученым разработать практические рекомендации по преодолению последствий различных травм у космонавтов в полете.

    Поделиться