И именно поэтому, по словам руководителя группы по техрегулированию при администрации президента и главы экспертного совета "Деловой России" Антона Данилова-Данильяна, далеко не все положения недавнего Бюджетного послания восприняты однозначно бизнесом.
Данилов-Данильян, характеризуя этот определяющий на ближайшие три года экономический документ, проанализировал и интересы различных бизнес-объединений. Так, по-прежнему "камнем преткновения" является замена НДС 12-процентным налогом с продаж. Если "Деловая Россия" и "ОПОРА России", объединяющие малый и средний бизнес, давно лоббируют эту идею, то РСПП, иногда называемый "профсоюзом олигархов", не воспринимает новацию. Даже несмотря на то, что ее горячо отстаивает глава Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. И это - одно из главных разочарований. Добавим, что РСПП в октябре прошлого года окончательно сформировал свою позицию по НДС, которая допускает лишь снижение его ставки до 10 или 13 процентов вместо нынешних 18 процентов. Любопытно, что, по подсчетам Антона Данилова-Данильяна, незаконные платежи малого и среднего бизнеса чиновникам так называемая "административная рента" составляет сейчас около 10 процентов их дохода: "И потому можно считать, что НДС у нас не 18, а 28 процентов".
Большего, если верить Данилову-Данильяну, ждал бизнес и от той строчки Бюджетного послания, в которой говорится о едином социальном налоге (ЕСН). "Если нужен мощный стимулирующий эффект для бизнеса, то ЕСН придется снизить до 12-13 процентов, до уровня подоходного налога", - считает "толкователь" интересов бизнеса. Однако в послании сказано лишь о том, что возможное снижение ставки ЕСН должно быть увязано с реформой социального и пенсионного обеспечения. В то же время "на ура" воспринята предпринимательским сообществом декларация о неизменности плоской шкалы подоходного налога как одна, но важная гарантия неувеличения налогового бремени.
В целом, считает Антон Данилов-Данильян, решающей в формировании идеологии трехлетнего бюджета оказалась позиция министра финансов Алексея Кудрина. "В будущем нам хотелось бы, чтобы во главе минфина оказался человек, который управляет деньгами, а не хранит деньги", - резюмировал Данилов-Данильян.