21.03.2007 03:00
    Поделиться

    Киркоров, Шнур и "ТаТу" объявлены в Дагестане персонами нон-грата

    Имамы Махачкалы на одном из исламских сайтов опубликовали свое обращение к российским артистам. В нем совет - "серьезно подумать, прежде чем включать в свой гастрольный список Махачкалу". Всего в списке - 21 нежелательный гость. Однако мусульманское духовенство утверждает: список сократили, иначе он "получился бы очень длинным".

    Причина, по которой популярные исполнители оказались персонами нон грата в маленькой республике, - их недостаточная, по мнению Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД), нравственность.

    Некоторые махачкалинские продюсеры и организаторы концертов рассказали корреспонденту "РГ", что им звонили и приглашали в Духовное управление на тот случай, если российские исполнители пренебрегут рекомендациями духовенства и все-таки приедут в Дагестан. На устроителей концертов разъяснительный разговор произвел сильное впечатление. В результате в Махачкале не состоялось выступление участников "Дома-2", и за пару дней до намеченной даты был отменен концерт группы "Рефлекс".

    Непростые взаимоотношения между мусульманским духовенством и современной эстрадой - лишь одна из картинок, иллюстрирующих сосуществование светской морали и религиозных постулатов в республике. Большая часть населения не очень хорошо понимает, по каким законам живет Дагестан - по светским или по шариатским, - но отдает себе отчет, что шариатские нарушать опаснее. На слуху у махачкалинцев случай, когда к женщине, на законных основаниях открывшей в Махачкале службу знакомств, спустя полтора месяца явилась группа борцов за нравственность. В ходе бурной дискуссии на тему морали был избит муж предпринимательницы. Женщина сделала выводы и свой бизнес прикрыла.

    При этом махачкалинцы зачастую вынуждены скрывать истинные взгляды и демонстрировать религиозность, поскольку, как признался нам один из местных профессоров, доктор филологических наук, сотрудник Дагестанского научного центра РАН: "Как я могу публично заявить, что я атеист? Мне еще дочек замуж выдавать!"

    Жители республики знают, обращения духовенства могут иметь серьезные последствия. Свежий пример: в преддверии мусульманского поста Уразы республиканское телевидение транслировало обращение муфтия Дагестана к атеистам и представителям других конфессий. Муфтий обратился к неверующим с просьбой воздержаться от курения и приема пищи в публичных местах, чтобы не вводить в соблазн тех, кто постится. В итоге ученики одной из школ Ленинского района Махачкалы избили одноклассника за то, что тот на перемене надкусил бутерброд. Они расценили пост как обязательный для всех.

    Среди дагестанских бизнесменов считается хорошим тоном жертвовать деньги на построение мечетей (их в республике 1670, если не считать 11 исламских центров). На фоне роскошных мечетей, число которых с каждым годом увеличивается, полунищие школы производят угнетающее впечатление.

    Пока большинство конфликтов между светской моралью и шариатскими постулатами заканчиваются увещеваниями религиозных лидеров, но некоторые разрешаются в суде. В Кировском районном суде города Махачкалы недавно завершился процесс по иску студента юридического факультета Дагестанского института финансов и права Руслана Алиева. Ответчиком выступал преподаватель того же института, который отказался отпускать Алиева с занятий для совершения пятничного намаза. В результате суд вынес решение - действия педагога признать незаконными и взыскать с него в пользу Алиева девять тысяч рублей как компенсацию за моральный ущерб.

    - Мы готовы и в дальнейшем поддерживать верующих в их желании отстаивать свои права, закрепленные в Конституции России, - говорит корреспонденту "РГ" заместитель муфтия Дагестана Абдурахман Гаджиев. - Что же касается методов защиты, то есть рассмотрения дела в светском суде, то они не противоречат шариату.

    Это первое дело такого рода, дошедшее до суда. И скорее всего не последнее: в одной из махачкалинских школ разгорается конфликт между семиклассницей и педагогами. Девочка отстаивает свое право одеваться так, как велят ей нормы ислама: носить длинное платье с рукавами, прикрывающими запястья, и особым образом повязанный платок. Педагоги считают, что демонстрация конфессиональной принадлежности в стенах светского учебного заведения недопустима. Сейчас родители школьницы подыскивают адвоката.

    Для школ Дагестана пока этот случай - исключение из правил: в небогатой республике учителя не строго следят за дресс-кодом учащихся. Да и сами ученики стараются не конфликтовать с педагогами - старшего нужно уважать и по светской морали, и по законам шариата.

     МНЕНИЕ

    Муртазали-хаджи Карачаев, ректор исламского университета в Махачкале:
    - Конфликта между светской властью и мусульманской традицией в республике нет. Отношение к верующим мусульманам в России лучше, чем в большинстве других стран мира. Никто не мешает желающему - работнику или студенту - совершить намаз. Если где-то работодатель или преподаватель запрещает это, то не по религиозным убеждениям, а от неумения понимать друг друга, от упрямства обеих сторон, от желания перестраховаться.

    Нателла Мусалаева, первый заместитель министра образования республики:
    - Мы стараемся убедить учителей в необходимости мягкого разрешения конфликтов на религиозной почве. Но проблема в том, что существует противоречие между положением законов и уставом школы, который может предусматривать единую форму для всех учащихся.

    Игорь Добаев, заведующий сектором геополитики и анализа информации южного научного центра РАН, доктор философских наук:
    - Дагестан - наиболее исламизированный субъект России. В республике около 1800 мечетей, 14 высших исламских учебных заведений (во всем ЮФО - 22), много мектебов и медресе (начальные и средние исламские учебные заведения). В республике очень развито радикальное исламское движение, получившее известность как "ваххабизм". Под прикрытием ислама действуют террористические группировки - "Шариат", "Дженнет". По количеству терактов и погибающих в них Дагестан выходит на первое место, обгоняя Чечню. Светские власти стараются "не замечать" вектор данного процесса. Однако он ни к чему хорошему не приведет.

    Поделиться