Новости

Компенсация за погибшего: 4 миллиона или ничего

Смерть близкого человека не могут компенсировать никакие деньги. Но это не значит, что его родные должны остаться в гордом безденежье.

 

На какие деньги в нашей стране могут рассчитывать родственники погибших на производстве, на дороге, на пожаре в доме престарелых? Во всем цивилизованном мире все построено на страховках - там страхуются все от всего. У нас семья погибшего может не получить ровным счетом ничего, а может получить до 4 миллионов рублей.

Было у кормильца три иждивенца

Первым, а зачастую единственным источником страховых выплат в случае гибели работника на производстве является Фонд социального страхования, в который все работодатели в обязательном порядке вносят регулярные взносы.

Как рассказали корреспонденту "РГ" специалисты ФСС, семье погибшего на производстве полагается единовременная страховая выплата. Эта сумма определяется законом о бюджете ФСС на тот или иной год. В 2007 году составляет 46 900 рублей. Она не зависит ни от характера производства, ни от зарплаты погибшего, ни от формы собственности предприятия. Таким образом, семья погибшего в Кузбассе шахтера и медсестры интерната для престарелых в Краснодарском крае получат абсолютно одинаково - 46 900 рублей.

Единовременная страховая выплата может быть назначена любому члену семьи погибшего.

Иждивенцам, в том числе несовершеннолетним детям, назначается ежемесячная выплата. Детям до 18 лет или, если ребенок учится в любом учебном заведении по очной форме, до окончания учебы, но не дольше 23 лет.

Другие иждивенцы, в том числе родители погибшего, если доказано (через суд) их иждивенство, получают ежемесячные выплаты пожизненно.

Сумма причитающихся иждивенцам ежемесячной выплаты рассчитывается так: средняя зарплата погибшего кормильца пропорционально делится на количество иждивенцев и его самого. Допустим, у кормильца было три иждивенца, а зарплата 10 тысяч рублей: 10 000: 4 = 2500 рублей. Столько каждый иждивенец потерял, утратив кормильца, и столько же он будет получать ежемесячной компенсации.

Единовременная страховая выплата производится в течение двух дней после предоставления необходимых документов (акт о несчастном случае, свидетельство о смерти и другие) по месту причинения вреда, то есть на работе погибшего. Ежемесячные выплаты назначаются в течение 10 дней с момента подачи документов.

Если застрахованный человек погиб по пути с работы или на работу (в транспорте, например), этот случай не подпадает в сферу страхования от несчастных случаев на производстве, поэтому через ФСС семья уже ничего не получит.

Летайте самолетом

В пресс-службе минтранса нам объяснили: обязательное страхование жизни авиапассажиров заложено в Воздушном кодексе РФ. Обязательная выплата страховой суммы - 1000 МРОТ для внутренних маршрутов. Однако регион, компания и правительство могут принимать решения по конкретному случаю. Родственники погибших вправе обратиться еще в суд. На недавней коллегии минтранс предложил увеличить выплаты до 75 тысяч долларов. Правда, министр Игорь Левитин заметил, что у его ведомства есть разногласия с некоторыми коллегами в правительстве. На что первый вице-премьер Сергей Иванов сказал, что проект надо как можно быстрее вносить в правительство, "пусть и с разногласиями". Что минтранс в ближайшее время и собирается сделать.

Тем не менее, как уже известно, компания "ЮТэйр" проявила добрую волю и гарантировала семьям погибших в Самаре авиапассажиров выплаты в размере 75 тысяч долларов за каждого погибшего. Но это пока исключение.

Для международных рейсов выплаты иные - 20 тысяч долларов, как это предусматривает Варшавская конвенция. Есть еще Монреальская конвенция, которая предполагает выплату 350 тысяч долларов, но Россия ее пока не ратифицировала. Пострадавшие получают компенсацию в соответствии с Гражданским кодексом - исходя из зарплаты, расходов на лечение.

комментарий

Эдуард Гребенщиков,
РУКОВОДИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА СТРАХОВЩИКОВ:

- В России существуют профессии, в отношении представителей которых на законодательном уровне закреплено так называемое "вмененное страхование", когда компенсация выплачивается за счет средств госбюджета. Под эту категорию граждан в первую очередь попадают военнослужащие, а также работники органов внутренних дел и другие категории. Семьям шести погибших в результате наезда пьяного водителя на курсантов (трагедия произошла в Рязани) было выплачено, как сообщили нам в Военно-страховой компании, примерно по 180 тысяч рублей.

Расчет страховой суммы производился путем умножения на 25 размера оклада и с учетом числа выгодоприобретателей, то есть состава семьи. У офицеров размер оклада (денежного довольства) выше, но и здесь страховая сумма невелика, в среднем может составлять 200 тысяч рублей.

Другой пример - работники прокуратуры и следователи, если они погибли при исполнении служебных обязанностей. Здесь нужно отметить, что установить сам этот факт не всегда бывает просто. Так вот, в случае их гибели семьям выплачивается эквивалент зарплаты за 15 лет работы - в пределах 4 миллионов рублей. Это уже существенно. Оклады работников Федеральной налоговой службы ниже, соответственно, и сумма выплат (по аналогичному риску смерти) меньше, где-то в районе 1 миллиона рублей.

Для работников других специальностей - пожарных, шахтеров, моряков, бюджетных служащих и так далее - не существует вмененного законом социального страхования. Тем не менее в ведомственном (отраслевом) законе, регулирующем их деятельность, есть положение о том, что они должны быть застрахованы, хотя при этом конкретный механизм этого страхования не утвержден. Поэтому министерства и ведомства, желающие застраховать свой персонал, буквально изощряются в поиске средств и статей бюджета для оплаты страховых премий за своих работников. Понятно, что полноценным страхованием со строго выверенной системой тарификации это не является. Дело может ограничиться символическим страхованием на минимальную сумму.

Ставили вопрос о введении обязательного страхования шахтеров, которые представляют такую все еще, увы, опасную профессию. Но он так и не был решен из-за того, что не определились с источником финансирования. К тому же помимо шахтеров существует ряд других профессий, связанных с риском, например моряки. При узковедомственном подходе пришлось бы напринимать целый ряд законов и массу нормативных актов, что и нереально, и, на мой взгляд, нецелесообразно, да и уровень страховой защиты в таком случае был бы невысоким, поскольку обязательное страхование предполагает всеобщий охват, низкие тарифы и низкие выплаты.

Мы все-таки все больше стремимся приблизиться к европейским стандартам при оценке "стоимости человеческой жизни". Вот сейчас от авиакомпаний требуют, чтобы они выплачивали по 75 тыс. долларов на каждого погибшего в авиакатастрофе. А существующая норма выплат по закону обязательного страхования авиапассажиров составляет сумму порядка 30 тысяч рублей на каждого пассажира.

На железной дороге тоже есть обязательное страхование пассажиров, но там страховые случаи происходят крайне редко. Страховая сумма весьма невелика - 12 тыс. рублей. Однако, помимо обязательного, и при авиаперевозках, и на железной дороге существует и добровольное страхование. Пассажиры автотранспорта получают страховку по линии ОСАГО, которое предусматривает возмещение ущерба жизни и здоровью. Но дело в том, что существующий закон об ОСАГО ограничивает выплаты в 260 тысяч рублей на всех участников ДТП. Правда, сейчас готовятся поправки в закон, на основании которых сумма в 260 тысяч будет выплачиваться на каждого пострадавшего.

Тем временем в европейских странах широко распространено добровольное страхование жизни, оно осуществляется либо самими гражданами, либо компанией, работодателем. Кроме того, присутствуют и смешанные формы, когда предприятие оплачивает какую-то часть страховых взносов своих сотрудников. При этом государство предоставляет предприятию определенные налоговые льготы. В этом случае размер компенсационных выплат в случае смерти или потери трудоспособности работника ничем не ограничен. Он может быть хоть 10 миллионов долларов, если сотрудник или предприятие готово платить соответствующие страховые взносы.

Подводя итог, могу посоветовать гражданам заключать индивидуальные договоры страхования, где будут учитываться все случаи, когда человек попал в беду. Перечень застрахованных рисков охватывает смерть, инвалидность, получение травмы или тяжелую болезнь, лечение которой стоит сегодня больших денег. А что касается детей, то предусмотрительные родители страхуют жизнь и здоровье своего ребенка с самого его рождения.

С 1 сентября открыта подписка
На первое полугодие 2017 года
Скидка до
Действует при подписке
на сайте или в редакции
15%