Новости

22.03.2007 04:40
Рубрика: Власть

СНГ в трех вариантах

Сергей Лавров рассказал депутатам о сценариях постсоветской интеграции

На этом пространстве, по словам Лаврова, "концентрируются российские интересы в сфере безопасности и экономики, которые теснейшим образом переплетаются с коренными интересами в тех же сферах самих стран СНГ. С этого пространства исходят и серьезные вызовы, включая и нелегальную миграцию, организованную преступность, наркотрафик". В последнее время на этом пространстве произошли изменения, констатировал министр. Бывшие советские республики "обрели вкус к суверенитету, адаптировались к независимости". В некоторых из них, как заметил Лавров, к власти пришли люди, которые, провозглашая многовекторный подход к международным делам, не рассматривают Россию в качестве главного приоритета в своих внешних связях и соответственно строят свою политику. Как следствие, более рельефно проявляется дифференциация политических и экономических интересов. "Кто-то стремится навязать России на этом пространстве какое-то вязкое соперничество, если не конфронтацию в полном смысле этого слова. Мы не намерены поддаваться на провокации, - заявил Лавров. - Мы выстраиваем прозрачные, понятные, основанные на трезвом экономическом расчете отношения со странами СНГ. Мы открыты в своей политике и не видим оснований для каких-либо подозрений в отношении наших намерений в этом регионе. И просим того же и добиваемся того же от других, чтобы они выстраивали отношения на этом пространстве неполитизированно, неидеологизированно, в интересах поддержания здесь стабильности и безопасности, продвигая свои законные интересы, но не в ущерб интересам находящихся здесь стран, не в ущерб законным интересам России в этом регионе".

Отметив, что СНГ накопило уникальный опыт сосуществования и сотрудничества, Сергей Лавров признал, что Содружество нуждается в модернизации. По мнению МИДа, "реформирование должно обеспечивать плавную адаптацию СНГ к современным требованиям". Как считает Лавров, жестко фиксировать цели такого процесса едва ли целесообразно, да и в целом сейчас в отношениях с партнерами как никогда востребованы осмотрительность, прагматизм, ориентация на реальные нужды наших людей. "Мы хорошо понимаем, что продвижение вперед возможно настолько, насколько все партнеры к этому готовы. Ведь именно те качества, за которые зачастую СНГ критикуют, - аморфность, рекомендательный характер многих решений, свобода выбора сфер сотрудничества, - именно эти качества как раз и позволили и позволяют сохранить нынешний формат, который сложился в формате "двенадцати", и позволяют использовать его таким образом, что все страны СНГ без исключения сохраняют свой интерес к работе в таком составе. Лавров сообщил депутатам, что в Содружестве обсуждались три варианта развития - по образцу Евросоюза, по примеру группы "восьми". Третий вариант, по словам Лаврова, заключался "в совершенствовании существующей структуры, без резкой ломки того, что было выработано, и при сохранении накопленного позитива". Именно этот, третий вариант в МИДе считают предпочтительным. Он позволяет и сохранить СНГ, и повысить его эффективность. Однако "это непростая задача, особенно учитывая сделанный рядом наших партнеров выбор в пользу европейской, евро-атлантической интеграции". "Правда, никто из них пока не ставит вопрос о выходе из Содружества официально, хотя тема эта периодически обсуждается", - заметил глава МИДа. Такая осторожность, по мнению Лаврова, понятна, потому что в обозримой перспективе никакие внешние партнеры, никакие альтернативные интеграционные форматы СНГ не заменят.

"Мы ориентируемся на сохранение многопрофильного характера СНГ, а в перспективе на расширение охвата сотрудничества, не исключаем в перспективе создание и каких-то структур, которые могут иметь те или иные согласованные с заинтересованными сторонами наднациональные функции", - пояснил депутатам министр. Однако он считает, что процесс не нужно "искусственно форсировать" - "Евросоюзу понадобилось полвека, чтобы выйти на нынешний уровень интеграции, а к плотному внешнеполитическому взаимодействию в Евросоюзе приступили только-только, буквально в последние годы". Россия готова открыть партнерам свои рынки, но ответом на это должен быть свободный доступ нашей страны к реализации инвестиционных проектов в странах СНГ. Лавров отметил сложности, которые возникают при переходе на рыночные отношения внутри Содружества. Однако он считает, что, "когда мы освобождаем экономические связи на пространстве СНГ от политических наслоений, когда мы переходим в этих связях на рыночные принципы, каждый участник Содружества реально видит, каковы его возможности, каковы выгоды оттого, что будет развиваться интеграция".

Однако депутатам Госдумы не очень хотелось смотреть на постсоветское пространство "без политических наслоений". Коммунисты опять вспомнили про Беловежскую Пущу - идеальную модель для реформирования СНГ они видели в прошлом. Депутаты также хотели знать, какой "ступор включен" и мешает развитию "самой продвинутой" на постсоветском пространстве интеграционной структуры - Союза России и Белоруссии". В очередной раз думцы высказали министру возмущение по поводу предполагаемого сноса памятников жертвам борьбы с фашизмом в Эстонии и потребовали решать внешнеполитические вопросы со странами Прибалтики в зависимости от того, как там относятся к нашим соотечественникам. Но больше всего негодовали народные избранники по поводу активности Североатлантического блока на наших рубежах. Лавров заявил, что разделяет беспокойство депутатов. "Сейчас угрозы у всех общие. И непонятно, почему, борясь с рисками потенциальных ракетных запусков из, скажем, Ирана, как это говорят американские стратеги, нужно для этого именно так размещать элементы ПРО, как они это предлагают, - сказал министр. - Наши военные, наши специалисты имеют другое видение и хотят профессионального разговора, в ходе которого и послушали бы аргументы американцев, но и свои аргументы предъявили. Чтобы убедить их, что есть более эффективные способы нейтрализации пока еще гипотетической угрозы, причем такие способы, которые не создавали бы реальной угрозы для России".

Власть Работа власти Внешняя политика Международные организации СНГ Законодательная власть Госдума Правительство МИД Интеграция на постсоветском пространстве