"В последнее время на выборах в различные органы власти в различных странах стало едва ли не признаком хорошего тона приглашать в качестве наблюдателей представителей иностранных государств, - пишет Жириновский. - Дело, может быть, и нужное. Как говорится, любой контроль лучше бесконтрольности". Однако с наблюдателями из других государств не все так просто и гладко.
Как показывает опыт в странах с многолетними избирательными традициями, иностранных наблюдателей либо не приглашают вовсе, либо их мнению уделяют второстепенное внимание. В странах с начальными демократическими основами (например, Сербия, Украина, Грузия и т.д.) эти наблюдатели также сыграли весьма сомнительную, чтобы не сказать неблагоприятную, роль.
ЛДПР считает, что в России нет смысла акцентировать внимание на иностранных наблюдателях. Более того, "с ними лучше вообще не связываться".
Поясняя журналистам свое краткое послание, лидер ЛДПР предложил брать пример с США. Правда, не во всем. Насаждение демократии "по вашингтонскому сценарию" ему совершенно не по душе, потому что "мы видим ближневосточную модель демократии и как там проходят выборы под взрывы пушек и ракет". А вот то, что Америка, Великобритания и Франция никогда не приглашают на свои выборы наблюдателей, - достойно подражания, считает Жириновский (поездки членов нашего ЦИК и отдельных политиков в Америку, напомним, происходили в качестве "ознакомления с опытом", и не более того).
При этом роль наблюдателей-сограждан вице-спикер не отрицает. По-видимому, именно их бдительность помогла ему получить и прилюдно передать в руки главы думской Комиссии по вопросам практики применения избирательного законодательства РФ Николая Гончара пачку "фальшивых протоколов региональных выборов" и потребовать разбирательства.
Впрочем, об иностранных наблюдателях на выборах в России и странах СНГ речь в последнее время заходила достаточно часто. Так, в начале марта постоянный представитель Российской Федерации в ОБСЕ Алексей Бородавкин на заседании Постоянного совета ОБСЕ обвинил Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), занятое мониторингом выборов, в "неприглядном поведении", в отсутствии "профессионализма, независимости и беспристрастности", в применении к разным странам системы "двойных стандартов" и т.д. "Оценки Бюро по итогам выборов зачастую основываются не на Копенгагенских критериях, а на политически мотивированных симпатиях или антипатиях самого БДИПЧ", - заявил он. Достаточно резко в адрес ОБСЕ высказывался в недавнем интервью "Российской газете" и глава МИД России Сергей Лавров. Министр не исключил возможности выхода России из ОБСЕ, если она "превратится в другую организацию". Лавров не считает нормальной ситуацию, когда "чиновники Бюро, по сути, узурпировали право толковать конкретные действия каждой страны по реализации взятых на себя международных обязательств". По его мнению, эти вопросы решаются только путем "нормального диалога" и без применения "политизированных инструментов", когда "на простые вопросы даются прямые ответы".