Наконец-то конституционные судьи поставили точку в этом почти уже бесконечном споре вокруг коммунистического референдума. "Сегодня были защищены права граждан, - удовлетворенно заметил судья-докладчик КС Борис Эбзеев, - ведь если мы говорим о том, что народ - суверен, то права его священны".
Право гражданина на участие в общенародном голосовании коммунисты взялись защищать еще в 2005 году. Тогда Центризбирком рассмотрел 17 представленных КПРФ вопросов и решил, что лишь два из них можно вынести на плебисцит (об избрании депутатов Госдумы по одномандатным округам и о сохранении отсрочек от призыва в армию). Коммунисты сначала посудились в судах общей юрисдикции, а потом стали проводить "Народный референдум" на базе своих парторганизаций. Собрав около 7 млн. подписей, коммунисты окрылились и пошли в Конституционный суд.
Надо сказать, что текст постановления "украшен" язвительными замечаниями, как домашний кекс изюминками. Так, конституционные судьи оказались сильно впечатлены ходатайством представителя Госдумы в КС Елены Мизулиной: она в ходе заседания предположила, что поскольку в законе о КС ничего нет о праве суда осуществлять проверку на соответствие Основному закону федеральных конституционных законов, то можно и не проверять ФКЗ "О референдуме РФ". В тексте постановления судьи специально подчеркнули, что не находят "оснований для удовлетворения данного ходатайства".
Судьи опровергли основной аргумент ЦИКа при отказе в регистрации инициативной группы коммунистов о том, что нормы закона не позволяют выносить на референдум вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета. Не отменяя норму, КС истолковал ее иначе: положение "не предполагает при этом запрет вынесения на референдум вопросов, ответы на которые могут повлечь изменение расходных обязательств РФ за пределами срока действия федерального закона о федеральном бюджете".
В то же время у КС вызвал сомнения существующий порядок разрешения споров вокруг референдума. До вчерашнего оглашения отказ ЦИК можно было обжаловать в Верховном суде. Но конституционные судьи считают, что "все споры, которые по своей юридической природе, характеру и последствиям являются конституционными, разрешаются в порядке конституционного судопроизводства". А значит, гласит постановление, "федеральному законодателю надлежит, руководствуясь указанными конституционными принципами и исходя из статьи 128 (часть 3) Конституции РФ, урегулировать в федеральном конституционном законе соответствующие полномочия по судебному конституционному контролю с учетом юридической природы и характера возникающих в процессе подготовки и проведения референдума РФ споров как конституционных". То есть вопросы референдума - это в КС, а не в Верховный суд.
Сами заявители вышли к прессе почти довольными. Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев, безостановочно улыбаясь, заявил: "Мы выиграли на 90% и открыли дорогу для нормального проведения голосования, вообще считаем, что это успех не только Компартии и инициативной группы, но и всех граждан, потому что по нашему пути пройдут и правая оппозиция, и левая оппозиция".
Глава Компартии Геннадий Зюганов радовался сдержанно: "КС принял компромиссное решение, подчеркнув главное: ЦИК совершила тогда политический произвол, не дав возможности гражданам высказать свое мнение на референдуме, который является высшей формой волеизъявления граждан при принятии важных решений. По сути дела, мы потеряли два года". Теперь коммунисты смогут вернуться к своему референдуму уже после окончания выборной кампании, то есть после выборов президента в марте 2008 года.