И такие сугубо гражданские цели "оборонки" обсуждались на выездном совещании Военно-промышленной комиссии под руководством первого зампреда правительства Сергея Иванова.
Беспроводная система в перспективе будет способна предотвращать пробки на трассах, давать водителям информацию о дорожной ситуации в режиме онлайн.
Система ViMaх работает по аналогии с сотовой связью через своеобразные ретрансляторы. Каждый ее элемент охватывает территорию 2,5 километра, причем помехой для нее не будут ни дома, ни линии электропередачи, ни другие внешние препятствия.
В идеале всё выглядит так. Бортовой компьютер машины в режиме реального времени выдаст водителю всю информацию о пути: интенсивность движения на этом участке, наличие пробок, объезды, оптимальную скорость и так далее. Параллельно необходимые сведения об автомобильном потоке компьютер высветит на мониторах в ГАИ.
На таких прорывных технологиях и создании материалов для электронной техники много лет специализируется Научно-производственное объединение "Светлана", где и прошло заседание высокой комиссии. Речь, конечно, не о кухонных микроволновках. Продукция предприятия широко используется, к примеру, в армейской радиолокации, на ее базе созданы активные фазированные антенные решетки для современных авиакомплексов Су-27 и МиГ-29.
Понятно, что за такими "фишками" гоняются шпионы всех мастей, и секретность на питерском объединении возведена в абсолют. Исключений не делают ни для кого. Поэтому, прежде чем запустить журналистов в зал выращивания кристаллов (именно так здесь именуют производство исходного материала для полупроводников), каждого не просто досмотрели, но даже обнюхали. Здоровенная овчарка, натасканная на взрывчатку, отбила охоту шутить даже у записных остряков. В рабочий зал пустили только операторов, предварительно облаченных в белоснежные халаты и бахилы. Остальные визитеры сгрудились возле стекла-стенки. В спецодежду переодели и VIP-гостей. Для министра обороны Анатолия Сердюкова пришлось искать халат 60-го размера.
В этих стенах создается электронное будущее России. Если дорога без регулировщиков - хоть и ближайшая, но все же перспектива, то другие ноу-хау "Светланы" уже востребованы в гражданской экономике. В первую очередь это касается приборов на светодиодах. Как рассказал корреспонденту "РГ" министр образования и науки Андрей Фурсенко, в 90-е годы работавший на "Светлане", повсеместное внедрение светодиодов сулит огромную выгоду. Они потребляют в пять раз меньше электроэнергии, чем обычные лампочки, а служат до 100 тысяч часов. Представьте себе люстру, в которой ничего не надо менять больше 11 лет. До серийного производства таких светильников, правда, еще не дошло, а вот в подсветке для мебели, в автомобильных фарах, на информационных табло светодиоды уже ставят. По словам Фурсенко, в городе Кировске Ленинградской области с их помощью даже освещают улицы. Правда, пока только в качестве эксперимента. Но немцы закупают у нас светодиоды со всеми экспериментальными партиями. В Саранске уже подумывают о строительстве целого завода для производства приборов на светодиодах.
Вчера же Сергей Иванов сделал несколько заявлений о развитии российского судостроения. В частности, он сообщил, что пакет документов по Объединенной судостроительной компании находится на подписи у президента. Первый зампред правительства не сомневается, что головной офис корпорации должен находиться в Санкт-Петербурге, поскольку здесь сконцентрированы основные промышленно-конструкторские институты и практически весь интеллект судостроения.
- Где будут находиться верфи - другой вопрос, - заметил Сергей Иванов. - Судя по мировой практике, их можно расположить и в десяти, и в 20 тысячах километров от головного офиса, а передавать технические документы сейчас можно и в электронном виде.