Программу "развития толерантности в обществе" неоднократно пытались внедрить в общественное сознание и даже ввести в качестве школьного факультатива. Насколько это важно и куда во многом пока мостят дорогу благие намерения, особенно отчетливо показывает последнее исследование Института социологии РАН.
Рискуя быть обвиненными во всех смертных грехах за "некорректную постановку вопроса" и "несвоевременную идею" (у нас ведь - ясное дело - национального вопроса нет, а есть разрозненные отдельные "случаи конфликтов"), ученые прошли по 39 московским школам и подробно опросили учеников о том, что они думают о других народах и о своем собственном, что знают и что хотят о них узнать, к кому терпимы, а к кому - совсем наоборот.
На вопросы социологов отвечали в общей сложности 2455 учеников 8-11 классов средних общеобразовательных школ Москвы (ни одну гимназию или лицей в выборку не включили принципиально). Подростки были представителями семи национальностей (русские, азербайджанцы, армяне, грузины, евреи, корейцы и татары). При этом сами школы ученые подразделили на три группы: первые одиннадцать были самыми обычными. Во вторых пятнадцати факультативно изучают русские традиции и культуру. Третьи - 13 школ, где в программу входят азербайджанский, армянский, татарский, корейский, грузинский, иврит и другие языки, а также литература и традиции этих народов.
Вопросник состоял из 166 пунктов и требовал не механического, а осмысленного заполнения. Очень часто исследователи предлагали подросткам не выбирать некие позиции из списка, а написать ответы самостоятельно. Обрабатывать такие "открытые вопросы" не в пример сложнее "закрытых", где просто ставят галочку, зато и результаты на порядок объективнее, социологи это знают.
Данные доклада ИС РАН "Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений" "Российская газета" публикует сегодня первой из средств массовой информации.
Свои среди чужих
Подростки, как показало исследование, очень чувствительны к "этническим" нюансам. Собственная национальность для подавляющего большинства из них имеет очень важное значение. Тех, для кого это безразлично, - от 4,7 процента среди евреев до 18,8 - у азербайджанцев. Правда, для русских подростков почти вдвое важнее то, что они "граждане России", чем их национальность. У всех других этнических групп соотношение ответов прямо противоположное. В то же время почти половина татар, 2/5 русских и корейцев считают эти понятия равнозначными. Кстати, русские - единственная этническая группа, в которой за сохранение графы "национальность" в паспорте высказалось меньше людей, чем за ее отмену. В данном случае резче всех протестуют против "пятого пункта" анкеты подростки-евреи: 3/5 согласны с отсутствием этой графы в паспорте.
К девяти годам чуть более половины русских, и от 3/5 до 4/5 ребят других наций точно знают, кто они по происхождению. Как правило, впервые рассказывают им об этом родители или дети участвуют в каких-то национальных праздниках, выполняют некие ритуалы (такой ответ часто давали евреи и татары). Для азербайджанцев, армян или корейцев был характерен и менее приятный первый опыт самоидентификации: "Когда меня обидели, оскорбили, подрались со мной из-за моей национальности". (Русские подростки, наоборот, говорят, что почувствовали себя представителями "титульной нации", когда впервые увидели людей с непривычной им внешностью или поведением). Реже упоминалась "поездка на историческую родину" или то, что в семье говорили на "своем" языке.
Необщий язык
Что делает тебя сыном или дочерью своего народа? Подростки назвали в общей сложности 9 факторов, самые главные из которых - общий язык, религия, традиции.
Кстати, язык своего этноса считают родным почти все русские, около двух третей азербайджанцев и татар, более 7/10 армян и грузин. А вот среди евреев лишь каждый четвертый считает родным иврит или идиш, корейский язык "родным" назвала лишь пятая часть подростков этой национальности. Примерно для половины евреев и корейцев родной язык - русский (у грузин таких ответов 1,8%, у татар - 12%). Во всех нерусских группах от 7,2% до 14,1% назвали одновременно два родных языка - своего народа и русский.
К сожалению, знать свой язык и находить общий с людьми другой национальности - вещи разные. Большинство подростков говорят о том, что их отношение к другому человеку "не зависит от его национальности" (так утверждали примерно 3/5 русских, азербайджанцев, армян, грузин и около 2/3 евреев, корейцев, татар). Но для достаточно большого количества ребят это в той или иной степени все же важно (от 26,5% у евреев до 37,9% у русских). Только каждому пятому-шестому русскому подростку при первом знакомстве "обычно интересна" национальность человека. Представители иных народов к этому более чувствительны - устойчивый интерес проявляют более четверти евреев, корейцев, татар и даже свыше 2/5 азербайджанцев, армян, грузин.
В общем-то, понятно, почему так получается. Подростки довольно часто сталкиваются с тем, что взрослые люди называют "этническими предрассудками". Причем порой в очень жесткой и даже жестокой форме. Примерно двум пятым русских, азербайджанцев и татар, половине армян и грузин, свыше трети корейцев и более четверти евреев приходилось по крайней мере один или несколько раз читать или слышать недоброжелательные высказывания об их народе. От 1/7 до почти 1/3 татар, русских, армян, грузин, азербайджанцев (нации перечислены в порядке возрастания таких случаев, отмеченных подростками) встречались с этим много раз. Сильно достается корейцам и евреям: среди них очень велика доля тех, кто много раз сталкивался с "воинствующим национализмом" - около половины и 3/5 соответственно.
Впрочем, многие подростки во всех семи группах сами не безгрешны: социологам они честно признались, что им тоже доводилось демонстрировать свою неприязнь к тем или иным этносам. Среди русских подростков это каждый второй, у евреев и корейцев - примерно 2/5, у армян, грузин и татар - примерно 1/3, а у азербайджанцев - всего лишь каждый пятый подросток.
Большинство ребят считают свой народ не лучше и не хуже других. Говорят, что он "лучше" всех прочих, каждый четвертый-пятый русский, азербайджанец, армянин, грузин или еврей (корейцы и татары вдвое скромнее). Ответы на вопрос о том, что подросткам приходится чаще, гордиться своей национальностью или стесняться ее, показывают, что в любом случае "без эмоций", нейтрально они на него не отвечают. Самыми большими "гордецами" оказались армяне, евреи, грузины, а самыми меньшими - корейцы и азербайджанцы. Есть и те, кто, по их признанию, испытывают двоякие чувства - и гордость, и стеснение. Среди корейцев и азербайджанцев такие подростки составляют треть, среди татар - четверть, среди армян, грузин и евреев - пятую часть, среди русских - 1/8. Крайний случай - когда подросток не только стесняется своей национальности, но и пытается скрыть ее от окружающих. Абсолютное большинство русских, азербайджанцев, армян, грузин и корейцев никогда не вели себя подобным образом. У евреев и татар это большинство менее убедительное, а доля тех, кто хотя бы раз утаивал свое этническое происхождение, достигает 1/3 и 1/4 соответственно.
При этом подростки очень остро переживают ситуации, когда их соплеменники совершают неблаговидные поступки. Удельный вес тех, кому иногда или даже часто "приходилось испытывать стыд за людей своей национальности", велик во всех этнических группах. Он составляет 2/5 у татар, примерно половину - у русских, евреев и корейцев, 2/3 - у азербайджанцев и армян.
Скажи мне, кто твой друг
Как правило, подростки в ответах на анкету утверждали, что при выборе друзей их национальность значения не имеет. Однако невольно сами себе противоречили, рассказывая о своих ближайших друзьях. Люди "своей" национальности преобладают среди внешкольных друзей у русских подростков, у представителей других этносов число таких ответов на вопросы оказалось значительно меньше. Лишь татары продемонстрировали в данном случае "интернационализм" - только 1/5 в этой группе дружит исключительно "со своими". Самые же близкие друзья во всех без исключения этнических группах в большинстве случаев принадлежат к той же нации, что и отвечавший на анкету. Да и в брак нынешние подростки чаще предполагают вступить с человеком своей национальности.
Что касается симпатий или антипатий к другим народам "вообще", то здесь русские подростки оказались наименее нейтральными. Ответ "ко всем народам я отношусь одинаково" дали лишь 2/5 респондентов. Во всех прочих группах уровень нейтральности выше. Список народов, к которым подростки испытывают негативные или добрые чувства, социологи намеренно не ограничивали. В итоге русские подростки назвали свыше сотни отдельных этносов или их групп - обитателей всех континентов, представителей всех рас.
Кто же кому больше всех симпатизирует? Практически у всех на первом месте стоит собственный народ. Дальше русские называют (в порядке частоты упоминания) украинцев, белорусов, татар, армян, англичан, французов, грузин, немцев… Грузины объяснились в теплых чувствах к русским, американцам, армянам, украинцам, евреям, французам, итальянцам. Татары симпатизируют русским, азербайджанцам, узбекам, чеченцам, арабам, дагестанцам, таджикам, армянам и грузинам. Корейцы отдали предпочтение поровну "своим" и русским, а также назвали китайцев, англичан, немцев, японцев, "европейцев", узбеков, осетин, бурятов… У армян собственный народ на втором месте после русских, далее следуют грузины, аварцы, украинцы, англичане, французы, абхазы, чеченцы, итальянцы… У азербайджанцев после русских второе-третье места делят их собственный народ и, как ни странно, армяне. Дальше следуют мусульманские народы, чеченцы, турки, грузины, дагестанцы.
Впрочем, от любви до ненависти один шаг. Рейтинг антипатии порой составляли те же самые народы, что входили и в первый список. Армяне и азербайджанцы традиционно друг друга не привечают. Кроме того, армяне недолюбливают турков, таджиков, "узкоглазых" (терминология подростков, отвечавших на анкету)… Азербайджанцы - евреев, таджиков, татар, англичан, все тех же "узкоглазых". И так по всем этническим группам. Правда, "уровень нелюбви" редко доходит до 15 процентов и обычно колеблется в пределах от 3 до 10%.
В совершенно другой части анкеты (чтоб ничего не "проецировать") социологи поместили вопрос о том, человеком какой национальности подростку ни за что не хотелось бы родиться. У русских ребят список наций-изгоев весьма обширен: в нем 82 пункта. В основном они не видят себя грузинами, евреями, американцами, китайцами, "кавказцами" ("хачами" по частому определению) и т.д. Вполне предсказуемы антипатии и других групп подростков - они во многом совпадают с прежними признаниями в нелюбви. Абсолютное меньшинство во всех семи группах ответило, что "хотело бы" родиться человеком другой национальности (от 2, 4% у татар до 18,3% у азербайджанцев).
Тем не менее большинство подростков очень не против узнать побольше о культуре и обычаях других народов (у русских в этих списках оказалось целых 109 народов и их групп со всего мира. У остальных перечни намного короче, а на первом месте стоят русские - только корейцев больше интересуют японцы).
"По-твоему, все народы в России имеют одинаковые права и возможности? Или есть такие народы, права и возможности которых ущемляются?" - так звучал очередной вопрос анкеты. Школьники иллюзий не строят, и во всех семи группах на этот раз царило полное единодушие: да, в стране есть неравенство по этническому принципу. Его признали около 2/5 русских, азербайджанцев, армян, грузин, евреев и больше трети корейцев и татар. По мнению русских подростков, чаще всего в нашей стране и ее столице "ущемляют" "кавказцев", того же мнения придерживаются и сами уроженцы Кавказа и Закавказья. Евреи в первую очередь называют свой народ, корейцы - "азиатов", но дальше списки практически совпадают и включают в себя также узбеков, таджиков, африканцев (негров) и пр.
Рискуя быть обвиненными во всех смертных грехах, социологи предложили подросткам нарисовать "собирательные портреты" разных народов. К списку из 13 положительных качеств (смелость, вежливость, ум, свободолюбие, общительность и т.д.) и 13 отрицательных черт (лень, хитрость, жестокость, жадность, коварство, безволие и т.д.) нужно было дописать имена народов, которым эти качества присущи в наибольшей степени (народы можно было называть любые без ограничений). Предложено было также отметить, какие из этих 26 качеств свойственны твоему собственному народу, причем соотносить его с другими не требовалось.
Естественно, свой народ ребята оценивали так, что положительные качества во много раз превосходили негативные. Но если (сделав на это скидку) взять по три качества из каждой подобной "самооценки", портреты получились следующими.
Русские подростки видели в своем народе, с одной стороны, смелость, доброту, щедрость, но с другой - лень, хитрость и наглость. Азербайджанские в своем - смелость, гордость, трудолюбие, но кроме них - жестокость, завистливость, агрессивность. Армяне выделяли в своих соплеменниках гостеприимство, смелость и гордость, но в качестве "нагрузки" - хитрость, высокомерие, лень. Грузинские подростки - гостеприимство, смелость, гордость, вежливость (два последних качества поровну заняли третье-четвертое места), но также и хитрость, лень, высокомерие, наглость (два последних тоже имели одинаковую частоту).
Евреи говорили, что их народ умный, смелый и честный, однако его недостатками являются хитрость, жадность и лень. Корейцы - что им присущи трудолюбие, гостеприимство, вежливость, а портят их облик лень, высокомерие, жестокость, жадность. Татарам в самих себе нравятся доброта, гостеприимство, смелость, огорчают - хитрость, агрессивность, коварство и высокомерие.
Терпение и труд не все перетрут
Социологи сделали специальную подборку 26 наиболее частых высказываний на национальную тему - от призывов к "терпимости", декларации общечеловеческих и демократических ценностей до откровенно фашистских высказываний и попросили подростков выразить с этими тезисами согласие или несогласие.
С восемью из 13 общих "толерантных" суждений (например, о том, что нельзя делить народы на хорошие и плохие, за разжигание межнациональной розни следует сурово наказывать, все религии равноправны, межнациональные браки способствуют сближению и взаимопониманию народов и т.д.) согласились большинство подростков (до 75%).
Но, к сожалению, нельзя не заметить, что и прочие 13 суждений без поддержки не остались и нашли, например, поддержку от 1/5 до почти 2/3 русских подростков. 6 утверждений одобрило большинство опрошенных, например о высокой криминогенности выходцев из стран ближнего зарубежья, о том, что некоторые российские этносы "отсталые и неразвитые", что есть народы, чье пребывание в России нужно "ограничить", и "народы-вредители", что "самой главное религией в России должно быть православие" и пр. Слабым утешением можно считать то, что "только" меньше половины подростков считают, что во власти надо установить барьеры перед "людьми некоторых национальностей", что "патриотами России могут быть только русские люди" и т.д.
Наименьшее число сторонников (но все же поддержку каждого четвертого-пятого русского подростка) получили откровенно нацистские идеи вроде этнических чисток - депортации из страны представителей некоторых народов "на родину их предков" и прием в качестве иммигрантов только этнических русских.
Кстати, любопытная особенность: среди русских подростков, обучающихся в так называемых национальных школах среди представителей других этносов, уровень толерантности оказался выше, чем в обычных школах. По-видимому, они просто лучше знали соседей, с пониманием относились к их традициям и истории. Та же картина наблюдалась и в школах с русским этнокультурным компонентом образования: знание истории своего народа хорошо излечивало от "чувства национальной униженности", на которой обычно зиждется разного рода ксенофобия.
Беспартийные авторитаристы
Подростки, которых опрашивали социологи, буквально через год-два уже смогут стать полноправными гражданами страны и участвовать в выборах. Их политические предпочтения уже сейчас достаточно внятные. Всего ребята назвали в анкетах 22 партии и движения, вызывающих у них симпатии. В основном это были известные партии, имеющие или имевшие фракции в Госдуме: "Единая Россия", "Яблоко", ЛДПР, "Родина", КПРФ, СПС. Крайне малый процент поддерживал "лимоновцев" и других радикалов. Так что, скорее всего, неожиданностей со стороны этих подростков на будущих выборах ждать не стоит. Разве что надо учесть: каждый десятый русский юноша или девушка готовы к протестному голосованию, а почти 40% вообще затруднились с ответом. Если же говорить "вообще", то безусловные фавориты у русских и грузин - "патриоты", а лишь потом с сильным отрывом следуют "демократы", "националисты", "коммунисты" и "интернационалисты". У евреев и татар первое место в рейтинге заняли "демократы", у азербайджанцев и армян - "интернационалисты". У корейцев "демократы" и "интернационалисты" делят первое-второе места,
Среди современных российских деятелей авторитетом у них пользуется в основном президент Владимир Путин (его назвали от 7,6% до трети в разных группах), а также Владимир Жириновский и Юрий Лужков. Все остальные 54 названные персоны имеют практически нулевой рейтинг доверия (напомним, что фамилии подростки должны были назвать сами, без подсказок).
Среди значимых фигур прошлого русские подростки называли прежде всего Сталина (6,4%), Ленина (5,5%) и Петра Первого (4,4%). Персон было много - от Евпатия Коловрата до Юрия Гагарина, но "общих любимцев" не нашлось. Петра, кстати, поминали представители и прочих, нерусских этносов. А вот Сталин менее популярен у азербайджанцев, евреев, корейцев и татар, чем у грузин или армян. В целом же подростки явно тяготели к историческим фигурам, демонстрировавшим харизматичность в сочетании с жесткостью и последовательностью реформ.
Лучше там, где нас нет
Как выяснили социологи ИС РАН, никуда не намерены уезжать из России после того, как приобретут профессию, чуть более двух третей русских подростков, почти 2/3 татар, около половины армян, 2/5 азербайджанцев и корейцев. Среди грузин и евреев лишь один из четырех намерен, когда станет взрослым, остаться в России. Эмигрировать подростки надеялись в 42 страны, самые популярные из которых - США, Великобритания, Австрия, Германия и Франция. Армяне, грузины, азербайджанцы и евреи чаще называли свою "историческую родину", хотя и Америки или Европы тоже не чуждались.
А вот к иммигрантам, приехавшим в Россию, отношение у подростков сложное и далеко не всегда доброжелательное. Каждый третий русский подросток назвал отношение к иммигрантам в Москве (не свое, а "общее") плохим, такое же мнение у азербайджанцев, армян и евреев.Татары и грузины были несколько более оптимистичны, а корейцы - самыми мрачными. Русские обвиняли приезжих в том, что они "проявляют заносчивость", "борзеют", "не любят русских", "ведут себя по-хозяйски". Подростки из других этнических групп упрекали русских в том, что они проявляют необъективность суждений, "не доверяют" приезжим, жестоки к ним, склонны к "расизму" и национализму. Здесь много значил и личный опыт. Около половины подростков сами становились свидетелями и даже участниками ссор на национальной почве между жителями Москвы и иммигрантами (особенно часто - с представителями Закавказья).
Что делать?
По сути дела, опрос вовлек подростков в достаточно откровенный разговор. Продвигаясь к концу анкеты, они вольно или невольно вынуждены были многое осмыслить и для себя определить. На финале их ждал самый важный вопрос: "По твоему мнению, что нужно сделать властям Москвы, всем ее жителям и гостям для того, чтобы в городе не было межнациональных конфликтов, а люди разных народов жили в мире и согласии?"
Этот вопрос сложен не только для 8-11-классников: над ним бьются чиновники, ученые, общественность… Ребята тоже были активны: своими соображениями (иногда в виде развернутых текстов) с социологами поделились примерно от двух третей до половины подростков в каждой из этнических групп. Другое дело, что некоторые суждения грешили нетерпимостью к "чужим" и были достаточно агрессивными по форме. Чаще это проявлялось в ответах русских ребят. Вместе с идеями "начать с себя - изменить свое отношение к людям других национальностей", "запретить русским людям оскорблять представителей других народов", "бороться с национализмом", "ощущать себя гражданами мира, многонациональными личностями" проступала и явная ксенофобия, пусть даже сформулированная корректно: "Не надо разрешать жить в стране всем, кому попало", "Я считаю, что не все (! - Ред.) народы бесполезны и опасны для жителей нашей страны, с ними надо наладить контакты…", "К гостям надо относиться уважительно, но они должны остаться гостями…".
Подростки шести других этносов в 1,6 раза чаще писали, что для преодоления межнациональной напряженности надо быть миролюбивыми и уважать соседей, "отменить наказания за то, что мы - нерусские", "коренным жителям - поубавить свое высокомерие", "относиться к иммигрантам с пониманием, потому что они в Россию приехали не от хорошей жизни" и т.д. Гораздо чаще русских сверстников эти подростки говорили о необходимости наказания за экстремизм и расовую нетерпимость: "Чтобы власть была честная, хорошо следила за порядком и вместо мирных жителей арестовывала скинхедов".
Некоторые пожелания касались того, чтобы улучшить жизнь всех жителей Москвы, поднять зарплату, решить проблемы с жильем. Иные звучали как прекрасная утопия: "Принять единую религию, отказаться от денег и политики". Но большинство были вполне конструктивными по сути, пусть и невитиеватыми по форме. И сводились к простой мысли: дорогие взрослые, сделайте наконец ваш мир россиян, в который мы скоро вступим, одинаково комфортным для нас всех, к какой бы нации и религии мы ни принадлежали.
Не всегда, но очень часто устами младенцев глаголет истина.
Справка "РГ"
Исследовательский проект: "Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений" выполнен Институтом социологии РАН (директор института чл.-корр. РАН, лауреат Государственной премии РФ Михаил Горшков). Руководитель проекта: проф. Владимир Шапиро. Исполнители: Мария Герасимова, Юлия Епихина, Ирина Низовцева, Наталия Сьянова.
Опрос проведен в марте-апреле 2006 г. по вопроснику "Ты, твой народ и другие народы" при организационной поддержке Департамента образования города Москвы.
Опрошены 2455 учеников 8-11 классов в 39 средних общеобразовательных школах Москвы, среди которых были как школы с тем или иным этнокультурным компонентом образования (русским, азербайджанским, армянским, грузинским, еврейским, корейским, татарским), так и совершенно обычные школы.
У подростков кожа тонкая
Итоги опроса комментируют директор ИС РАН Михаил Горшков и руководитель проекта Владимир Шапиро
Российская газета | Выявил ли этот опрос школьников что-то неожиданное для социологов?
Михаил Горшков | Практически нет. Хотя бы потому, что семь лет назад нашим институтом уже проводилось подобное исследование, только меньшего масштаба. Единственное, что нас несколько удивило, - мы думали, что количество подростков, определенно склонных к национальной нетерпимости (интолерантных, как говорят социологи), возрастет более резко. Оно же выросло по сравнению с 1999 г. всего на 5 процентных пунктов и достигло 24%. При этом больше стало и толерантных ребят - на 3 процентных пункта, и теперь их 28 процентов. Остальные 48 процентов - те, кого можно назвать "неопределившимися".
РГ | Но 24 процента интолерантных - это очень много. Насколько велика вероятность, что от слов подростки перейдут к делу?
Горшков | Конечно, эта доля интолерантных в целом пугающе велика. Правда, мы не знаем, что такое норма, - не с чем сопоставлять. Учтите, что и степень интолерантности у опрошенных школьников разная: они ведь поддерживали не только ультрарадикальные, но и "умеренно ксенофобские" лозунги. Поддержка тех или иных суждений вовсе не означает, что они действительно готовы как-то выражать свой протест. Точно так же, как и взрослое население. От деклараций до реальных поступков дистанция огромного размера. И Кондопога от Москвы, к счастью, покуда очень далека.
Еще один фактор, косвенно об этом свидетельствующий, - то, что среди опрошенных нами подростков ничтожная доля является участниками каких-либо молодежных организаций. Не только экстремистских, но и широко разрекламированных по телевидению - провластных.
РГ | Но, судя по данным исследования, среди московских школьников подавляющее большинство называют себя глубоко верующими людьми. Нет ли опасности, что экстремизм войдет в их сознание, прикрываясь религиозными мотивами? В Москве хватает разного рода сект, да и сатанисты с ваххабитами своего явно не упустят...
Владимир Шапиро | Меня самого несколько удивило, когда подавляющее большинство подростков назвали себя верующими или "скорее верующими". Что за этим стоит, сказать трудно. Скорее всего, мы имеем дело с тем, что сейчас "неприлично" называться атеистом. Однако в догматах веры многие из "верующих" молодых людей могут быть совершенно безграмотными, да и религиозные обряды регулярно отправляет не самая большая часть опрошенных. Кроме того, в Москве действуют в основном традиционные конфессии, которые не будут подталкивать молодежь к экстремистским поступкам. Приверженцы тех же сатанистов - в ничтожном меньшинстве. Что же касается ваххабитов и иных исламских радикалов, то эти движения, используя термин Льва Гумилева, испытывают сейчас во всем мире "пассионарный подъем", и опасность с этой стороны мне кажется более реальной.
РГ | Портреты народов, испокон веков живущих с ними бок о бок, подростки в ходе исследования нарисовали больше похожими на злые шаржи черной краской. Подобная бытовая озлобленная нетерпимость тоже укладывается в пределы нормы?
Горшков | Скажите, а в этих ответах было что-то, чего вы раньше никогда не слышали? Критическое, негативное отношение к другим этносам жители Москвы демонстрировали всегда, и сейчас мы наблюдаем те же стереотипы, что и 10, 20, 50 или даже 100 лет назад. Они очень живучи, потому что передаются в семьях из поколение в поколение.
Я бы не стал с такой тревогой воспринимать эти "словесные портреты". Безусловно, нет ничего хорошего в том, что русское население в разы чаще демонстрирует свою нелюбовь к приезжим, чем иммигранты - к нему. Но, во-первых, в обобщенных портретах присутствует не только негатив, а во-вторых, исследование доказывает: чем больше подростки знают о других народах, тем меньше у них поводов для конфликтов. Так, в "национальных" школах, где русские перемешаны с другими этносами и хорошо знают их обычаи, культуру, уровень толерантности выше. Выше он и там, где в процессе обучения особое внимание уделено русской истории: школьники понимают, что "задавить и унизить" русский народ за всю его историю не удалось никому. Таким образом исчезает один из главных мотивов для национальных стычек - чувство "оскорбленной национальной гордости". И появляется веский аргумент в дискуссиях о том, нужны ли вообще столице "национальные" школы.
РГ | Насколько, по вашим наблюдениям, учителя и родители подростков способны повлиять на них, внушить им национальную терпимость?
Шапиро | Не могу ответить, потому что опрашивали мы только ребят. Об их наставниках у меня только общее впечатление. На мой взгляд, этнопсихологию в наших педагогических вузах надо преподавать более углубленно. Учитель и директор школы - ключевые фигуры, которые способны повлиять на подростков и сделать их более толерантными.
РГ | Будет ли с возрастом эта нетерпимость нарастать или ослабевать?
Шапиро | Честно говоря, не знаю. Данные наших исследований противоречивы. Пока можно судить о том, что с 8-го по 11-й класс происходит некоторая радикализация взглядов подростков. Но что будет дальше? Мы планируем в будущем году провести исследование по той же методике среди студентов III-IV курсов. Тогда можно будет сравнить - что мы имеем на выходе из школы и что после нескольких лет, проведенных в качественно иной среде.
РГ | Вы набрали огромный исследовательский материал. Какой станет его дальнейшая судьба? Кто прочтет те пожелания, которые высказали подростки?
Шапиро | Мы намеренно не делали в данном случае каких-либо рекомендаций для учителей, директоров или властных персон. Мы ограничились краткими выводами и обобщили пожелания ребят. В них нет на самом-то деле ничего принципиально нового. Мы уже не раз слышали от более или менее официальных лиц, что надо "воспитывать толерантность", не допускать ксенофобских материалов в СМИ, законодательно регулировать потоки мигрантов и создавать им достойные условия для жизни и работы, облегчать адаптацию и т.д. Школьники выражают те же мысли более просто и ясно. Они не специалисты и не записные ораторы, они просто общие проблемы "кожей чуют", а кожа у них гораздо тоньше, чем у взрослых.
Горшков | В столице есть масса организаций и институтов, вплотную занимающихся проблемами межнациональных отношений, от департамента образования в московском правительстве до экспертных центров. До их сведения доклад непременно будет доведен. Дальше - работа для профессионалов.
Беседовала Екатерина Добрынина