23.03.2007 02:00
    Поделиться

    Издана полная версия знаменитого альманаха Корнея Чуковского "Чукоккала"

    "Чукоккала". Издательство "Русский путь", 2007 г.

    В издательстве "Русский путь" вышла полная версия рукописного альманаха "Чукоккала" с комментариями Корнея Чуковского. Шутливое слово "Чукоккала" придумал художник Илья Репин. Оно составлено из начального слога фамилии Чуковского (на самом деле псевдонима Николая Васильевича Корнейчукова - настоящее имя Чуковского) и последних слогов финского поселка, где тот жил накануне и во время Первой мировой войны - Куоккала.

    Изначально "Чукоккала" был тощей тетрадкой, наскоро сшитой из случайных листков. В результате же получился объемистый том в 632 страницы да еще и с приложениями.

    О существовании "Чукоккалы" многие слышали. Да, был такой рукописный альманах, куда общительный и подвижный Корней Иванович предлагал известным писателям и художникам вносить свои шуточные записи, делать шуточные рисунки, шаржи и так далее. Но далеко не все представляют себе действительный масштаб и значение этой "шутки", протянувшейся от 1914 года до конца 60-х годов ХХ века. Первые записи сюда вносили Блок, Пастернак, Маяковский, а последние - Солженицын и Евтушенко.

    Мировых аналогов этому альманаху нет. И - не будет. Придумать его было бы невозможно. Корней Чуковский не придумал этот альманах. Он был создан самой эпохой, началом ХХ века, когда круг гениев был настолько тесен, что они постоянно оказывались вместе, рядом с тетрадкой, пухнувшей день ото дня, с которой Чуковский, быстро сообразивший, что он на самом деле затеял, уже старался не расставаться ни на один день.

    Писали под настроение, а настроения бывали разные. В конце 20-х годов Чуковскому позвонил знаменитый журналист Михаил Кольцов и сообщил, что в одном номере ленинградской гостиницы вместе собрались Зощенко, Ильф и Петров. Чуковский схватил "Чукоккалу" и помчался туда, предвкушая, сколько искрометных смешных записей сделают ему первые юмористы страны. Но именно оказавшись рядом, юмористы напряглись. В итоге Зощенко оставил в альманахе запись: "Был. Промолчал четыре часа".

    Зато прозаик Алексей Толстой, автор серьезнейших эпопей "Хождение по мукам" и "Петр Первый", позволял себе шутить на грани фола. Вот как он спародировал в "Чукоккале" популярного перед революцией поэта Игоря Северянина, который увлекался "куртуазными" темами:

    "... Графиня, проснувшись поутру, полезла под кровать за известным предметом...

    - Графиня, не за то хватаетесь! - загремел под кроватью голос знаменитого сыщика..."

    Вот очень неполный список, с кем дружил Корней Иванович и кто отметился в его "Чукоккале": Анна Ахматова, Александр Блок, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Леонид Андреев, Аркадий Аверченко, Михаил Зощенко...

    Поделиться