Важность публикуемого документа трудно переоценить. Речь идет о государственной контрольно-надзорной функции оценки соответствия оказываемой медицинской помощи требованиям к проведению диагностических, лечебных и иных исследований, медикаментозного лечения при тех или иных заболеваниях. Требования эти диктуются современными стандартами.
Какого объема, какого качества должна быть медицинская помощь при том или ином заболевании? Что мы вправе ждать от лечебного учреждения, от медиков, которым вверяем свое здоровье, да и саму жизнь? Причем не только от государственных, муниципальных учреждений здравоохранения, но и от частной системы службы здоровья, от медицинской помощи, оказываемой тем, кто отбывает наказание в местах лишения свободы.
Ответственность за выполнение приказа прежде всего лежит на Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Ее руководитель Николай Юргель сказал:
- Публикуемый документ уравнивает всех граждан в праве на получение современной качественной медицинской помощи. К сожалению, в разных регионах разное здравоохранение, а значит и разная помощь. Впервые предпринимаются действия, направленные на то, чтобы каждый гражданин России, независимо от того, где он живет, какие у него материальные возможности, мог получить необходимый стандарт помощи. Ясно, что, скажем, сложную операцию на сердце в любой российской глубинке не сделают. Но необходимую первичную помощь нужно обеспечить в любой точке страны.
В орбите контроля - предоставление бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания таковой гражданам России.
Как-то не очень увязываются стандарты и медицинская помощь? Не только ведь болезни разные, но даже одним и тем же видом банального гриппа каждый болеет по-своему? Все правильно! И потому публикуемый документ предусматривает перечень диагностических и лечебных медицинских услуг для каждого вида помощи при конкретных заболеваниях.
Более того, должны быть определены количество, частота применения этих услуг, перечень используемых лекарств с указанием разовых и курсовых доз, дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая имплантаты, эндопротезы и так далее), перечень компонентов крови и препаратов, лечебного питания. И если данный приказ будет неуклонно соблюдаться (а иначе зачем он), то теперь уже нельзя будет, скажем, при госпитализации требовать от пациента приносить в стационар свои лекарства и свою еду. Они никак не укладываются в русло стандартов.
Конечно, в каждом регионе свои особенности, свои возможности. И регионам дано право на установление собственных, региональных стандартов. Но на уровне не ниже тех, что определены минздравсоцразвития.
Контроль за соблюдением стандартов включает в себя организацию и порядок оказания первичной медико-санитарной, скорой, специализированной помощи. Контроль за организацией медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Берется под контроль оказание высокотехнологических видов помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях. Не обошел он и санаторно-курортную помощь.
Чтобы во всем, что подлежит контролю, была четкость, прозрачность, будут использоваться единая методология оценки соответствия помощи стандартам, единые системные контрольные показатели. Более того, некоторые сведения, касающиеся их соблюдения, будут публиковаться раз в квартал на официальном интернет-сайте (сайт указан в публикуемом приказе).
Предусмотрены плановые и внеплановые мероприятия контроля. Определены сроки, интервалы их проведения.
Очень советуем читателям сохранить у себя дома публикуемое приложение к приказу - это адреса и телефоны управлений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъектам РФ. И если где-то кто-то нарушил стандарты, можно обратиться по этим адресам, призвать нарушителя к порядку. Ведь административный регламент, стандарты для того и созданы, чтобы нас с вами лучше лечили.