Борис Рузин | Как всегда, просматриваются новые люди в команде, проходит обкатку молодежь. Создаются новые экипажи, проверяется взаимодействие ребят в разных сочетаниях. Кое-что в методике тренировок мы изменили и уже от поисков своего пути перешли к его, так сказать, утверждению и оформлению. Важной составляющей эксперимента была обкатка новых полозьев. И в этом направлении нам есть с чем работать. Допустим на бобах-четверках полозья оказались оптимальными, а вот на бобах-двойках мы их так и не подобрали. Как мы ни пробовали к ним приноровиться, кого только ни определяли в разгоняющие, ничего путного не вышло.
Российская газета | Почему? Оттого, что двойка легче четверки по весу, или есть какая-то другая причина?
Рузин | Причин может быть несколько. И в первую очередь - химический состав металла, из которого отливают полозья. Ведь даже один, грубо говоря, замес неоднороден. В начале заливки - у него одно качество, в середине - другое, а в конце уже третье. Соответственно, и скольжение у всех разное. И как ни старайся, как ни напрягайся - на необходимый скоростной режим они не выходят.
РГ | Но в целом вы довольны экспериментом? Какие бы оценки выставили каждому из его участников? Каждому тренеру, спортсмену, врачу, менеджеру?
Рузин | От индивидуальных оценок воздержусь. Понимаете, сработала вся команда, а она у нас сейчас подобралась хорошая. Кроме победы экипажа Попова на Кубке мира, успехов добилась четверка юных атлетов с пилотом Дмитрием Абрамовичем на молодежном первенстве мира, где опять-таки разгоняющими были Орешников и Труненков. Причем победа эта оказалась очень своевременной. Она случилась накануне седьмого этапа Кубка мира, к которому Попов хоть и подошел с солидным перевесом над американцем Холкомбом, но последний настолько мощно наступал, что наш пилот начал волноваться. Однако окрыленные своей победой на молодежном форуме Труненков и Орешников на таком эмоциональном подъеме отработали седьмой этап, что, по сути, он и стал определяющим в общей победе.
РГ | Борис Анатольевич, очень много было в этом сезоне крушений…
Рузин | Да, много. Я сейчас себя ругаю за то, что в октябре прошлого года в Сигулде дал первому экипажу работу на тренажере, и ребята там сильно разбились. В результате весь сезон болела рука у Сильвестрова, а у Егорова так и не сошла опухоль на ноге. Перед самыми решающими стартами Егоров вообще не мог ступить на ногу, отправили в Москву на томограф, выяснилось, что кусочек кости оторвался и давил на нерв, вызывая острую боль. Ну а пилот Зубков и вовсе вынужден был оперироваться в Германии, и теперь к активным тренировкам он приступит не раньше июля. Да, падений было много, в том числе у победителей Кубка мира - по-моему, они четыре раза переворачивались. Степушкин вон и сейчас еще в себя не пришел. Он ведь задний разгоняющий, машину на вираже развернуло, и основной удар пришелся как раз по нему. Вот тренерский совет сборной и принял решение - на боб-двойку его не выставлять и аккуратно готовить к стартам четверок. Вообще, ребята напахались. Американцы, немцы, швейцарцы - те выборочно, можно сказать, подошли к стартам, заменили после Нового года разгоняющих. Как они готовились, мы не знаем, но явно форсировали свою форму именно к Европе и к Миру. А наши пахали, как черти, без отдыха. И сейчас им на все про все - совсем немного времени. 9 апреля начинается уже сезон 2007-2008.
РГ | Частые падения в результате чего происходили?
Рузин | В результате ошибок при пилотировании. А ошибки, в свою очередь, - результат поиска оптимальной траектории спуска по трассе, никаких других причин там не было. Чем вызваны ошибки? Одно дело - неопытный пилот или вообще неуч, который по глупости бьет себя, бьет технику, бьет людей. У нас другой случай: ребята все время катят в режиме риска. Да, есть она, эта самая оптимальная траектория спуска, но они ее еще больше хотят оптимизировать. Это как в автогонках - грань очень маленькая: чуть позже принимаешь решение на вираже или чуть раньше. И тот и другой вариант может привести к развороту или падению машины. Вот здесь-то и надо попасть в золотую середину. Не попал, произошла авария - на скорости 125 километров в час четверку Попова перевернуло и как в бетонную стену ударило задней частью боба. Пострадали все, но Степушкин более всего. Зрелище, скажу я вам, не для слабонервных. Кстати, Шумахера провезли в позапрошлом году по трассе, он вылез из боба на финише и сказал, что больше в него никогда не сядет, в "Формуле-1", мол, куда комфортнее… А ведь его прокатили ради знакомства, ради любопытства - там ведь ни соревновательного накала, ни того самого риска, о котором я выше сказал.
РГ | Задача на новый сезон - обновление техники, поиск оптимальных полозьев для бобов-двоек?
Рузин | Задача гораздо шире. В первую очередь свести самодеятельность к минимуму - это что касается подготовки спортсменов. Семь-восемь месяцев в году они находятся в сборной, разъезжаются по домам - и чтобы не было торможения в тренировочном процессе. Чтобы то, над чем работали в сборной, продолжали оттачивать на местах. Я составил общий план - он сейчас на утверждении в Москве. К нему что-то добавит тренерский совет, что-то подкорректирует. Потом план передадут в регионы, и там по нему будут работать. Чтобы после возвращения атлетов не случилось такого - один тренировался два раза в неделю, другой - десять. Чтобы в сборную приезжали примерно с одинаковым уровнем подготовленности.
РГ | Борис Анатольевич, кроме всех составляющих нового сезона есть едва ли не самая примечательная - строительство и сдача в подмосковном Парамонове собственной бобслейной трассы. Прокомментируйте этот момент.
Рузин | 13 февраля в нее заложен первый камень. Длина трассы - 1600 метров, будет оснащена компьютерной программой, а в качестве холодоносителя значится углекислый газ, а не аммиак, использование которого в нашей стране запрещено. Нам показывали макет трассы, когда мы выступали на Кубке мира в Соединенных Штатах. По нему были вопросы, но, видимо, шероховатости уже подкорректировались. В любом случае своя профессиональная трасса - большой шаг в развитии отечественного бобслея. О резервах уж и не напоминаю, тем более, потенциал у наших ребят огромнейший.