24.03.2007 03:00
    Поделиться

    Михаил Фрадков побывал в Минске

    Несколькими днями раньше одно из главных, пожалуй, межгосударственных соглашений о развитии торгово-экономического сотрудничества оказалось под угрозой срыва. Документ предполагал снятие большинства ограничений на российский экспорт в страну. Минэкономразвития, готовившееся к торжественной церемонии подписания, тогда обвинил в срыве Минск. Белорусы, хоть и предприняли попытку внести изменения в уже парафированный обеими сторонами документ, сдвинув сроки реализации ряда пунктов и предложив упростить процедуру таможенного оформления автомобилей, ввозимых из Белоруссии в Россию, но обвинения отвергли.

    Впрочем, документ готовился около двух лет и к январю почти был готов, но из-за нефтегазового конфликта Москва решила отстоять более выгодные условия.

    На поставки российской продукции в Белоруссию сегодня действует 146 ограничений. Под колпак Минска попали алкоголь, табачные изделия, овощи, рыба, бытовая химия. Кроме того, по соглашению, белорусы должны были отменить правила, обязывающие свои предприятия приобретать только белорусскую сельхозтехнику, от чего так долго и искренне открещивался премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский. Требования же, предусматривающие обязательную закупку белорусской продукции для поставки на внутренний рынок, должны были быть приведены в соответствие с российско-белорусскими соглашениями. Москве все эти белорусские меры по защите собственного рынка от союзников обходятся в 500 миллионов долларов ежегодно. Поэтому российские чиновники решили "наказать рублем" и белорусов, видимо, чтобы не повадно было. Подписание соглашения может стоить Минску 2 - 2,5 миллиарда долларов потерь.

    Но могут быть и более неприятные последствия. К примеру, сладкая история с горьким привкусом. С февраля прошлого года белорусский сахар ввозился в Россию через один таможенный пост. Таким образом минэкономразвития ограничило сладкий экспорт из Минска, защищая интересы российских сахаропроизводителей, понесших за последние четыре года убытки в 165 миллионов долларов.

    Вчера в сахарном споре была поставлена точка: белорусская сторона согласилась ввести самоограничение на поставки сахара на российский рынок. В 2007 году поставки ограничатся 180 тысячами тонн, в 2008-м - 100 тысячами.

    Соответственно, потери белорусского бюджета от джентльменского шага обойдутся ей в кругленькую сумму. Но Москва, судя по всему, готова подставить плечо белорусскому брату в виде кредита. Правда, если ранее планировалось, что для покрытия убытков Минску надо было как минимум 1,5 миллиарда долларов, то после подписания соглашения эта сумма может значительно увеличиться.

    Но очередным конфликтом может обернуться нежелание Минска продавать свои газотранспортные магистрали. Буквально несколько недель назад президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о намерении отменить наценку в размере 18 долларов за тысячу кубометров за услуги "Белтрансгаза" для местных потребителей, что эксперты расценили как фактическое банкротство. Ведь это сделает газотранспортную систему убыточной, следовательно, и неинтересной для "Газпрома". Для сохранения наценки Минск предлагает российскому газовому холдингу обеспечить вместо половинной полную загрузку белорусской системы. Но такие условия "Газпром" явно не устраивают.

    А Лукашенко лишь подливает масла в огонь, подписывая новый указ, предусматривающий перевод земель под трубопроводами и линиями электропередачи в категорию промышленных. В общем, российским "Транснефти", "Газпрому" и "Транснефтепродукту" Лукашенко выставит счет на 5 миллионов долларов в год.

    Рассматривать ли это как ответные действия Минска в энергетическом и торговом споре с Москвой, станет ясно в ближайшее время. Но то, что Лукашенко готов к продолжительным действиям, очевидно. Видимо, поэтому впервые в истории Союзного государства традиционной встречи белорусского президента с Фрадковым не произошло.

    Елена Лашкина

    Минск

    Поделиться