В частности, санкции вводят запрет на экспорт оружия из Ирана, будут заморожены финансовые счета 13 иранских компаний, включая государственный банк "Сепах", и 28 физических лиц - граждан Исламской Республики, имеющих непосредственное отношение к обогащению урана и разработке ракет большого радиуса действия, а также занимающих ответственные посты в Корпусе стражей исламской революции.
Резолюция также призывает государства и международные финансовые институты воздерживаться от предоставления Ирану грантов, субсидий и займов. Вне действия санкций останутся ранее заключенные с Ираном контракты, прежде всего связанные со строительством АЭС в Бушере. Если иранские власти в течение 60 дней не откажутся от продолжения работ по обогащению урана, санкции могут быть еще более ужесточены.
Таким образом, по сути, запущен механизм постоянного давления на Иран. И хотя сейчас санкции исключают даже гипотетическое применение в отношении "режима аятолл" силы, существуют серьезные опасения, что рано или поздно этот вопрос встанет в повестке дня. На такое развитие событий намекнул посол США в ООН Алехандро Вольф: "Данная резолюция посылает четкий и недвусмысленный сигнал Тегерану о том, что дальнейшие его устремления по обладанию ядерным оружием будут еще больше способствовать международной изоляции Ирана и ослаблению его национальной безопасности".
Кроме пяти постоянных членов Совбеза и Германии, разработавших эту резолюцию, за нее проголосовали и представители ЮАР, Катар и Индонезия, которые ранее выдвигали поправки и дополнения. По их настоянию в окончательный текст были внесены такие положения, как призыв к освобождению Ближнего Востока от оружия массового уничтожения и усилению контрольных функций МАГАТЭ. "Мы сожалеем о нежелании Ирана подчиниться ранее принятым резолюциям Совбеза и МАГАТЭ и вновь призываем эту страну выполнить все ее международные обязательства", - выразил общую позицию Совбеза британский посол Эмир Джонс Парри.
Важные разъяснения сделал представитель России в ООН Виталий Чуркин. По его словам, принятый Совбезом документ по большинству позиций носит не обязательный, а рекомендательный характер. "Предложения очень аккуратно сформулированы и содержат не запрет, а призыв. Никакие собственно экономические санкции против Ирана не вводятся", - сообщил российский дипломат. И вновь призвал Иран не отвергать с ходу принятую резолюцию, а тщательно ее взвесить.
Тем не менее столь редкое единодушие в Совбезе убедительно продемонстрировало озабоченность мирового сообщества реальной перспективой расползания ядерного оружия. Оно призвано послужить мощным моральным рычагом давления на иранские власти.
Однако, похоже, Тегеран закусил удила и не желает более искать компромисс. Глава иранского МИДа Манучехр Моттаки с ходу назвал новые санкции незаконными, излишними и неоправданными.
Между тем
Голосованию в Совбезе предшествовала почти детективная история. Ее начало положил иранский президент Махмуд Ахмадинежад, выразивший желание лично присутствовать на заседании Совбеза и изложить там позицию Ирана. Однако возникла заминка с выдачей ему американской визы. Иранцы утверждают, что президент действительно визу получил, но пилотам его самолета и сопровождающим главу государства лицам разрешения на въезд в США не дали.