Жаль только, что картины безусловно талантливых молодых авторов "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова и "Живой" Александра Велединского, хоть и предложили ряд новых и важных творческих идей, но оказались в тени "Острова". Обидно за великолепные работы актеров Виталия Хаева ("Изображая жертву") и Андрея Чадова ("Живой"): они вынуждены были уступить первенство популярному рок-музыканту, который пришел на экран какой есть и был на нем предельно органичным, что в актерском деле можно считать необходимой, но начальной ступенью мастерства.
Впрочем, случайность итогового выбора "электората" - не новинка в эпоху размытых критериев. Расскажу о том, что было неожиданным. Юбилейная "Ника" оказалась необычно серьезной и часто принимала характер ожесточенной дискуссии. Вопрос стоял на гамлетовском накале: где сегодня наше кино?
С экрана дали фрагмент из фильма "Изображая жертву", где герой возглашает (извините, цитата): "Кино - в жопе. Кино - в жопе!". Более литературно ту же мысль выразил, покидая свой пост президента Киноакадемии, Эльдар Рязанов:
- Наш кинематограф теперь становится все больше и больше, но не могу сказать, что все лучше и лучше. Мы, как правило, стремимся обставить американское кино по количеству жестокости на экране и более изощренного показа насилия, но забыли о таких категориях, как мастерство и художественность. А если и беремся за актуальные темы, то решаем их в духе газетной публицистики.
Мысль Эльдара Рязанова в стихотворной форме развил писатель Дмитрий Быков, который вышел, чтобы вручить премию за "Открытие года", и адресовал молодым абсолютно сокрушительное послание. Из послания следовало, что вот сейчас кто-то из номинантов унесет с собой "Нику" и вольется в ряды ньюсмейкеров: толпу заинтересует, с кем и с какой стороны он спит, кто его стилист и носит ли он кальсоны.
Обоим - и Рязанову и Быкову - эмоционально возразил Андрей Смирнов. Он напомнил: "Ника" - первое дитя свободы в этой стране, не забывайте об этом ни на секунду! Это - признание ревнивых коллег, каждый из которых хотел бы оказаться на твоем месте". И тут же перегнул палку в обратном направлении, в полемическом задоре противопоставив "новое свободное" кино "старому", где, по Смирнову, в год делалось три-четыре настоящих фильма для людей, а все остальные снимались исключительно для начальства.
Мудрый Алексей Баталов, принимая пост нового президента Киноакадемии "Ника", заявил: "Я ни за что не оставлю то время, когда жили и творили замечательные подвижники русского искусства. Есть некий парадокс в том, что как только рухнули решетки и барьеры социалистического реализма, как мы тут же оказались в новых сетях - телевидения. И наши застарелые проблемы тут же сменились новыми. И молодым людям сегодня не менее трудно найти свое место в искусстве".
Интересную концепцию будущего нашего кино предложил, принимая приз за лучшую роль в фильме "Остров", Петр Мамонов (по уже сложившейся традиции, из телеверсии церемонии половину им сказанного выстригли): "Я вообще не понимаю, почему такой шум вокруг этого фильма. Мне кажется, должно быть или такое кино, или где стреляют - кто что любит. А все остальное надо закрыть. Ведь что такое кино? Это или развлечение, или чтобы поплакать. А вообще дураков нет, в спорах этих убедить никого ни в чем нельзя, надо только постараться быть вместе".
В свете этого благоразумного совета забавно выглядело вручение премии "Открытие года" Ивану Вырыпаеву за дебютный фильм "Эйфория". Огласив свою стихотворную филиппику, Дмитрий Быков прочитал название фильма-победителя с явной неприязнью, и первое, что сделал Вырыпаев, поднявшись на сцену, - сказал что-то о парадоксах извилистой судьбы, когда вручант вынужден награждать картину, которую он ненавидит. Быков не нашелся, что ответить, но передал премию ее новому владельцу с выразительного расстояния. И ушел со сцены раньше триумфатора. "Постараться быть вместе" не получалось: эстетические споры у нас теперь покруче былых идейных.
Всех успокоил глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой: у нас в производстве небывалое количество игровых лент - 219! Он призвал уважать прошлое, но и понимать реальность: пришло новое поколение режиссеров - других.
Как всегда, "лауреатам и участникам ХХ торжественной церемонии вручения Национальной премии "Ника" Российской академии кинематографических искусств" прислал теплое приветствие президент России Владимир Путин, отметивший, что "за два десятилетия своего существования "Ника" стала одной из наиболее престижных наград в области киноискусства. Вечер украсили несколько отличных концертных номеров: Людмила Гурченко, поздравившая Эльдара Рязанова с вручением премии "За честь и достоинство" песней из его фильма "Вокзал для двоих", губернатор Калининградской области Георгий Боос, выступивший в амплуа поп-звезды, и Максим Галкин, откомментировавший все происходящее в блестящих, как всегда, пародиях. Хозяин церемонии Юлий Гусман мужественно отстоял на сцене все четыре часа и, отбросив панибратство, стал еще более остроумным.
Договорились встретиться через год на XXI "Нике" , а также в 2017 революционном году. Потому что, как сказала актриса Нина Усатова, "только на "Нике" можно увидеть столько милых и дорогих людей".
Лауреаты Национальной кинопремии "Ника" 2007 года:
Лучший игровой фильм - "Остров".
Лучший фильм стран СНГ и Балтии - "Два в одном", режиссер Кира Муратова (Украина).
Лучший неигровой фильм - "Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи", режиссер Евгений Цымбал.
Лучший анимационный фильм - "Моя любовь", режиссер Александр Петров.
Лучшая режиссура - Павел Лунгин ("Остров").
Лучший сценарий - "Живой" (Игорь Порублев при участии Александра Велединского).
Лучшая мужская роль - Петр Мамонов ("Остров").
Лучшая женская роль - Евгения Симонова ("Многоточие").
Лучшая мужская роль второго плана - Виктор Сухоруков ("Остров").
Лучшая женская роль второго плана - Лия Ахеджакова ("Изображая жертву").
Лучший оператор - Андрей Жегалов, посмертно ("Остров").
Лучшая музыка к фильму - Айдар Гайнуллин ("Эйфория").
Лучший художник - Людмила Кусакова ("Андерсен. Жизнь без любви").
Лучший художник по костюмам - Наталья Иванова ("Андерсен. Жизнь без любви").
Лучшая работа звукорежиссера - Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов ("Остров").
Открытие года - Иван Вырыпаев ("Эйфория").
Лучший телесериал - "Казус Кукоцкого", режиссер Юрий Грымов.
За выдающийся вклад в российский кинематограф - Федор Хитрук.
За честь и достоинство - Эльдар Рязанов.
За вклад в кинематографические науки, критику и образование - Александр Белоусов.