За прошедшие десять лет Салон мало изменился. Что прежде делали столичные, российские и эсэнгэшные художники, то они практически делают и сейчас, различаясь лишь по этнографическим признакам, степени близости к академиям и подключенности к информации о западном искусстве. Союзы из стран Балтии, пожалуй, самые продвинутые, перестали участвовать в Салоне, и нынешнее присутствие трех литовских художников - не более чем частный визит.
Маяком для многих конфедератов по-прежнему служит прошлое Союза художников СССР, точнее, той его части, которая в 1940-1970е годы была несколько левее официоза. Это заявлено экспозицией-увертюрой Салона "Оглядываясь назад, смотрим вперед", на которой собраны "классики" - Сергей Герасимов, Самуил Адливанкин, Виктор Попков, Таир Салахов, Владимир Стожаров и другие.
Салон хочет взять все лучшее и от модернизма. (Когда-то то же самое говорили о классике.) Во всяком случае так было заявлено на пресс-конференции. От абстракции художники из среднеазиатских союзов уже взяли предостаточно. Но, видимо, информация о modern art "скачивается" участниками Салона очень медленно. Самые продвинутые из них пока дошли до французских "Новых реалистов", инсталлировавших в начале 60-х различный индустриальный хлам. Похоже, Елена Суровцева хочет видеть себя продолжательницей дела Армана и Тенгели, когда выкладывает ковром механические запчасти, называя все это по непрочитанной книге постструктуралиста проектом "Делать выбор, или Универсальность знаковой формы". Вообще "проект" - понятие, заимствованное из современного искусства, - расхожее словечко на Салоне. Им прикрывают любую экспозицию картин, скульптур или декоративных поделок большей или меньшей степени товарности. Проектами обуяны и студенты - "суриковцы" из мастерской Татьяны Назаренко, "скачивающvие" ассамбляжи и коллажи из женского белья с того же старого "французского сайта". Проект "Молодость" делают и конфедераты, еще не достигшие рубежного 35-летия. И пишут так, как писали и до них, при этом не заглядывая в свой собственный пресс-релиз с предостерегающими словами поэта-художника Александра Башлачева: "Мы путаемся в рукавах чужой формы без конца". Возможно, в этом и заключается традиция?