Российская газета | Вячеслав Алексеевич, в Армении в мае этого года состоятся парламентские выборы. Какое значение они имеют для России?
Вячеслав Никонов | Выборы в Армении - это одни из самых важных выборов, которые проходят на постсоветском пространстве, если не самые важные. Майские выборы открывают избирательный цикл, в результате которого произойдет смена президента Армении. Эта страна является важнейшим стратегическим партнером России в Закавказье. Армения - союзник России по СНГ, ЕврАзЭС, Договору о коллективной безопасности, входит в ядро содружества. От исхода парламентских и президентских выборов в республике зависят характер отношений России со своим стратегическим партнером, позиции России в стратегически важном для нее регионе, который в последнее время является объектом серьезной геополитической конкуренции.
РГ | Если условно разделить армянские политические силы на "наших" и "не наших", то каково соотношение сил?
Никонов | В Армении антироссийские настроения являются скорее исключением, чем правилом. Провластные силы в Армении и сама армянская власть ориентируются на расширение сотрудничества с Россией. То же самое можно сказать о лидерах избирательной гонки - Республиканской партии Армении, "Процветающей Армении". Что касается тех партий, которые сейчас балансируют на грани попадания в парламент, то среди них, конечно, имеются такие, которые не расположены к сотрудничеству с Россией, хотя в своей риторике они об этом прямо не упоминают.
Говорить в Армении о том, что с Россией надо рвать отношения, - это политическое самоубийство. Тем не менее практически именно этим занимается, в частности, партия "Страна закона", которую возглавляет бывший спикер парламента Артур Багдасарян. Он делает ставку на Запад, разыгрывает карту "армянского Ющенко" со всем причитающимся "оранжевым" шлейфом. Это и постановка цели о возможном вступлении Армении в НАТО, это и решение карабахской проблемы на устраивающих Запад условиях, это и общая стратегическая переориентация Армении на Запад. Очевидно, что подобного рода риторика и политика пользуются сочувствием на Западе и в странах, ему союзных, в частности Турции.
РГ | Существует ли взаимосвязь между политическими процессами в России и Армении, ведь обе страны вступили в период смены власти?
Никонов | Произошло совпадение избирательных циклов. И в России, и в Армении сначала пройдут парламентские выборы, потом президентские. Причем в обеих странах президент не может баллотироваться на третий срок, поэтому встает вопрос о преемственности власти. Отличие ситуации заключается в том, что Кремль чувствует себя с электоральной точки зрения более уверенно, чем высшее руководство Армении.
В Армении ситуация более сложная. Там непростое экономическое положение при том, что в последние годы в республике наблюдается бурный экономический рост. Как ни парадоксально, сотрудничество с Россией также является осложняющим фактором для армянского руководства, прежде всего потому, что существует определенное разочарование в результатах этого сотрудничества. Накопились определенные претензии к России - в некоторой мере, обоснованные.
На мой взгляд, Россия могла бы больше сделать для Армении и может больше сделать в будущем, учитывая озабоченности, которые существуют у наших армянских друзей. Я имею в виду положение армян в Российской Федерации, обеспечение их прав, возможности нормально жить и работать здесь. Я имею в виду и судьбу тех армянских предприятий, которые были переданы российским юридическим лицам за долги. Очевидно, что эти предприятия должны функционировать, в них надо инвестировать.
Важно также, чтобы армянский народ не чувствовал себя ущемленным в связи с изменением политики "Газпрома", и речь могла бы идти об оказании прямой экономической помощи, которая компенсировала бы потери. Сейчас, впервые в истории Российской Федерации, выделяются средства на программы зарубежной помощи, и Армения, как партнер России, должна рассчитывать на определенную долю этой помощи.
РГ | В Армении проявляют большую озабоченность в связи с убийствами армян в Москве. Некоторые склонны считать эти убийства политически мотивированными. Так ли это?
Никонов | В России нет никакой антиармянской кампании. К сожалению, у нас, как и в любой европейской стране, как в США, есть националисты, скинхеды. Мы видим, что происходит в предместьях Парижа, в Техасе, в Германии. Подобные настроения, к сожалению, распространяются и в России. Жертвами немотивированной этнической жестокости становятся люди самых различных национальностей. Причем это случается и с русскими, и с чеченцами, и с таджиками, и с узбеками и т.д. Против этого ведется самая решительная борьба со стороны президента РФ, правоохранительных органов. Подключается к этой борьбе и Общественная палата.
РГ | Возвращаясь к теме выборов, каковы вероятные сценарии смены власти в Армении с уходом Кочаряна?
Никонов | Сначала надо дождаться парламентских выборов. Мне представляется, что та политическая сила, которая заявит о себе в качестве ведущей на парламентских выборах, будет иметь хорошие шансы на победу и на президентских выборах. В то же время думаю, что бизнесмен Гагик Царукян, возглавляющий партию "Процветающая Армения", является человеком, недавно пришедшим в политику, и вряд ли он ставит перед собой такую цель. Скорее всего, "преемником" станет кто-то из рядов Республиканской партии, в создании которой принимал участие и нынешний президент Армении Роберт Кочарян.
Судя по социологическим опросам, общественное мнение видит "преемника" прежде всего в Серже Саркисяне, который сейчас является министром обороны и руководит Советом безопасности страны. Это человек, который получил филологическое образование, но волею судеб стал одним из командующих карабахской армией. Сейчас он является столпом правоохранительных и силовых структур Армении. Это человек команды, который имеет неплохие сложившиеся отношения с российским руководством, безусловно, является сторонником укрепления взаимодействия между Россией и Арменией, пользуется очевидной поддержкой в Москве. Что важно подчеркнуть, Саркисян не вызывает и какой-либо аллергии на Западе.
Что касается других кандидатов на пост президента, то они могут на что-то рассчитывать только при серьезной внешней поддержке и только при сценарии дестабилизации, который для Армении абсолютно неприемлем.
РГ | Возможно ли в Армении применение "оранжевых" технологий? Ведет ли здесь Запад какую-то свою игру?
Никонов | Очевидно, что игра эта ведется. Это видно по публикациям некоторых кандидатов в западных СМИ, что всегда является свидетельством того, что к работе привлечены западные консультанты. "Оранжевые" технологии никогда и нигде не сдавались в архив. Попытки их применить были на всех предыдущих выборах на постсоветском пространстве, в том числе и в государствах, где эти технологии не сработали. Я абсолютно не исключаю, что "оранжевый" сценарий в качестве запасного может быть запланирован для Армении. Технологии реализации этого сценария достаточно известны.
РГ | Каков ваш прогноз развития ситуации в Армении и дальнейшей судьбы российско-армянских отношений?
Никонов | Что касается избирательной кампании в Армении, то пока динамика электоральных рейтингов говорит о том, что первое место должна занять Республиканская партия, которая от опроса к опросу увеличивает свой электорат. "Процветающая Армения" слегка замедлила свой рост. Но в любом случае очевидно, что эти две партии составят большинство в будущем армянском парламенте. Поскольку обе партии взаимодействуют с властью, Роберт Кочарян и его команда будут иметь парламентское большинство.
В парламент также пройдут три-четыре политические силы, которые сейчас балансируют на грани прохождения 5-процентного барьера. С определенной долей вероятности можно говорить о том, что пройдет "Национальное единение", Народная партия Армении Степана Демирчяна, свой традиционный ядерный электорат имеют "дашнаки" - старейшая партия в Армении. А будущее "Страны закона" и лично Артура Багдасаряна будет зависеть от того, насколько в него вложатся внешние силы.
Что касается российско-армянских отношений, то их характер будет зависеть от того, кто придет к власти в Ереване. Усиление политических группировок, которые ориентируются на дистанцирование от России, может вызвать определенную дестабилизацию в Закавказье. В то же время очевидно, что сохранение у власти нынешней команды, победа на президентских выборах Сержа Саркисяна может придать позитивную динамику российско-армянским отношениям и позволит выйти на более высокий уровень взаимовыгодного сотрудничества.