Правда, банк при этом будет уже другой, но со всеми обязательствами по отношению к клиентам несостоятельного коллеги. Они отойдут к нему вместе с приобретением в собственность имущества банкрота. С идеей радикально упростить и сократить сроки ликвидации банков-банкротов Агентство по страхованию вкладов выступает уже почти год. Теперь она оформилась в конкретные предложения экспертного совета АСВ.
По словам заместителя руководителя генерального директора АСВ Валерия Мирошникова, пока при банкротстве банков действует единственная схема распределения имущества. Вначале она включает в себя обязательную продажу, а затем расчеты с кредиторами деньгами, вырученными от такой продажи. Но тянется такая процедура как минимум год, а то и несколько лет. В результате имущество должников теряет инвестиционную ценность, продается задешево. В АСВ предлагают не тянуть со сроками и продавать имущество несостоятельных банков без согласия кредиторов, как того сегодня требует закон, но вместе со всеми их правами. По мнению Мирошникова, одно из главных преимуществ нового механизма - сохранение бизнеса ликвидируемого банка. "Приобретая имущество, новый владелец получает соответствующую долю на рынке, сохраняет клиентскую базу, филиальную сеть, активы должника", - замечает Мирошников.
Продажу имущества банка-банкрота предлагается проводить на торгах, которые станут своеобразной гарантией того, что банк купит состоятельный покупатель, предложивший наибольшую цену. Кстати, важно то, обратил внимание Мирошников, что агентство предлагает взять на себя ответственность перед всеми кредиторами в случае того, что новый покупатель - приобретатель обязательств вдруг сам окажется на грани краха или отзыва лицензии. Однако подобную ответственность агентство, подчеркнул Мирошников, берет на себя только на год, то есть до момента наступления срока исполнения новым собственником перед кредиторами всех полученных обязательств.
Заметим, что в настоящее время подобные молниеносные действия ликвидаторов ни Гражданским кодексом, ни другими профильными законами не предусмотрены. Напротив, перевод долгов без согласия кредиторов в другие финансовые учреждения не допускается. А потому потребуется изменение в законодательство. Насколько опасны такие якобы насильственные, ограничивающие свободный выбор вкладчиков и кредиторов, нововведения, вчера и обсуждали члены экспертного совета. Однако оппонентов не нашлось. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, эти новации являются "благим ущемлением" прав вкладчиков, поскольку имущество прогоревшего банка будет более оперативно инвентаризироваться, оцениваться и продаваться.
В любом случае большинству вкладчиков особо волноваться нечего. Со вчерашнего дня максимальная сумма компенсации по "сгоревшим" банковским вкладам увеличилась со 190 тысяч до 400 тысяч рублей. И теперь доля застрахованных вкладчиков в России вырастет до 95 процентов, подсчитали аналитики Агентства по страхованию вкладов (АСВ).