Какой "клуб" выбрать для налогоплательщика: "клуб плательщиков НДС" или "клуб плательщиков налога с розничных продаж" - вот предмет дискуссии сотрудников минфина и экспертов администрации президента. Эксперты администрации президента, впрочем, называют налог с розничных продаж просто налогом с продаж, но взимать его планируется только при розничных продажах.
Анализ двух подходов показывает, что клубы эти настолько разные, что их потенциальные члены составляют два малопересекающихся сообщества: "розничная торговля" и "остальные".
При появлении налога с розничных продаж его плательщиками станут организации и предприниматели, занимающиеся розничной торговлей (то есть продажей товаров населению). Следовательно, именно этой части бизнеса "клуб плательщиков налога с розничных продаж" категорически не интересен. Создание "клуба плательщиков НДС", напротив, будет приветствоваться в первую очередь розничной торговлей, поскольку торговая наценка - при соответствующих условиях "членства" и грамотной налоговой оптимизации - освобождается от обложения НДС.
Идея введения налога с розничных продаж в принципе вполне понятна. Дело в том, что "фактическими плательщиками" НДС являются в основном граждане, приобретающие товары для личного потребления (плюс к тому какой-то процент приходится на организации, покупающие товары для деятельности, не облагаемой НДС). Поэтому взимание налога именно на стадии розничных продаж формально объем собираемого налога не должно уменьшить. Другой вопрос: как эта идея станет реализовываться на практике?
Во-первых, перекладывание только на розницу всей массы собираемого ныне НДС влечет риск попросту недосчитаться значительных сумм налога. Для продавцов размер подлежащей уплате суммы будет столь велик, что соблазн бросить одну фирму, не платя налог, и открыть взамен другую фирму станет массовым искушением.
Во-вторых, существует и опыт легального уклонения от уплаты налога с розничных продаж. Ранее, когда подобный налог существовал, многие магазины с недоверием отнеслись к возможности не платить налог, объявив себя "оптовыми" продавцами. Оказалось, что не верили напрасно. Одна известная торговая сеть (назовем ее N) не платила налог вполне официально. И если сейчас будет предпринята новая попытка введения налога с розничных продаж, то множество продавцов последует ее примеру и "переквалифицируется" из розничных в оптовые. К слову, опыт торговой сети N интересен еще и тем, что "в объективной реальности" создан новый вид торговли - не оптовая и не розничная. Ведь розничной торговлей магазины торговой сети N не занимаются. А для того, чтобы можно было продавать алкогольную продукцию организациям, необходимо наличие у покупателей соответствующих лицензий на закупку, которых фирмы-покупатели не имеют. Тем не менее алкоголь в магазинах торговой сети N успешно продается - не в розницу, но и не организациям. Такая вот гражданско-правовая загадка.
Кроме того, весьма вероятен скачок цен на товары. Когда НДС уменьшался с 20 до 18 процентов, далеко не все продавцы адекватно снизили цены. Значительное число (если не большинство) итоговую цену с НДС оставило прежней. Только сумма НДС внутри итоговой цены уменьшилась. Поэтому не внушают доверия заявления, будто при отмене НДС производители и оптовые продавцы уменьшат итоговую цену на величину налога. Скорее всего итоговая цена останется той же, что и сейчас, исчезнет только фраза: "в том числе НДС". Соответственно, в розничной торговле новый налог попросту будет добавляться к нынешним ценам.
Поэтому логичный на уровне идеи налог с розничных продаж рискует оказаться на практике штукой проблематичной и неэффективной.
Минфиновская концепция "клуба плательщиков НДС" умиляет обратным - просто-таки "выпихиванием" розничной торговли из числа плательщиков налога. Авторы концепции полагают, что фирмы будут изо всех сил рваться в "клуб плательщиков", дабы иметь право применять вычеты по приобретаемым товарам, работам и услугам. При этом совершенно упускается из виду, что как раз для розничной торговли эти самые вычеты не настолько актуальны, чтобы ради них платить НДС. И розница воздержится от "участия" в "клубе", если только будет хоть какой-нибудь повод.
Попытки понять, чего минфин может достичь созданием "клуба плательщиков НДС", приводят к единственному выводу: никакого позитивного результата создание такого "клуба" не достигает по определению. Ведь ущерб бюджету наносят фирмы, оперирующие десятками миллионов рублей, требуемых в возмещение якобы уплаченного НДС. На "отсечение" именно этих фирм от НДС изначально была направлена задумка с "клубом плательщиков НДС". Но любой критерий, который минфиновские чиновники в состоянии придумать для потенциально опасных фирм, оказывается вполне подходящим и для розничной торговли. Например, звучали предложения "не пускать" в "клуб" вновь созданные организации, поскольку именно вновь созданные - главная опасность при необоснованном возмещении НДС. Однако в целях экономии на НДС новые фирмы, торгующие в розницу, создавались бы тогда сотнями.
Теперь о "недопуске" в "клуб" вновь созданных организаций речи не идет. Говорится лишь, что вне "НДС-клуба" останутся организации с доходами ниже определенного уровня. Но ведь уровень для фирм-"уклонистов" и обычных торговых фирм будет единым. Если в "клуб" не пустить организации с доходом в десятки миллионов рублей, то половина розничных продавцов НДС платить перестанет. А если ограничат величину дохода в миллион рублей в квартал, как сейчас предполагается, то какого махинатора испугает эта цифра?! Очевидно, как раз среди организаций с такими доходами надо еще поискать фирмы, участвующие в махинациях с НДС. В этом случае "клуб плательщиков НДС" станет очередным мероприятием "для галочки", посредством которого безвестный чиновник сможет продемонстрировать народному хозяйству страны собственную значимость.
Сторонники НДС утверждают, что заменять НДС другими налогами не следует, поскольку, мол, НДС существует во многих странах мира, а если они от данного налога не отказываются, то чем мы хуже? Только ведь и махинации с НДС - не российское изобретение. Где этот налог существует, там с ним и "химичат". Так, в конце прошлого года была обнародована информация о мошенничествах с НДС во Франции. Из-за мошенников бюджет недополучил сумму, которую власти страны оценивают в 13 - 19 миллиардов евро. Можно предположить, что в России, где на призыв: "Заплати налоги и спи спокойно", самым распространенным ответом является: "Спасибо, у меня нет проблем со сном", речь должна идти о гораздо больших величинах.
Совершенно не решает проблему механическое снижение ставки НДС. В РСПП полагают, что снижение ставки НДС с 18 до 10-13 процентов сделает бессмысленным фиктивный экспорт (с последующим возмещением якобы уплаченного НДС), но из чего следует это предположение - непонятно. Тем более использование подставных фирм для уклонения от уплаты НДС не перестанет быть актуальным и при таком снижении налога.
Единственный вариант исключения мошенничеств - изменение процедуры взимания налога. Проще говоря, не должно быть вычетов. Замена НДС, рассчитанного исключительно на добросовестных налогоплательщиков, безвычетным оборотным налогом - здравое решение. Но только не следует терять и полезную идею самого НДС: взимания налога на всех стадиях движения товара (производство - оптовая продажа - розничная продажа). Нормальный вариант налога с продаж - аналог ранее существовавших налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда (кстати, в свое время эти налоги взимались наряду с НДС). При условии, что такой оборотный налог станет именно налогом с продаж - как розничных, так и оптовых.
Можно даже позволить себе представить величину этого налога. Ориентировочный размер ставки - соотношение собранного НДС (924,2 миллиарда рублей за 2006 год) к объему добавленной стоимости в ВВП (22 708 миллиардов рублей за тот же период). Величина эта составляет примерно 4 процента (что, по интересному стечению обстоятельств, равно сумме давнишних налогов на пользователей автодорог и содержание жилфонда). Эта величина и будет взиматься исходя из цены продаваемого товара. В качестве сравнения с действующим НДС: оборотный налог в 4 процента предполагает добавленную стоимость (амортизацию, зарплату, ЕСН, некоторые имущественные налоги, прибыль) в размере 28 процентов к покупной стоимости товара или 22 процента в продажной цене.
Разумеется, вопрос о конкретной величине налога должен решаться исходя из более подробных экономических расчетов, если такого рода расчеты вообще кто-нибудь делает. Обычно предложения звучат таким образом: "А давайте снизим налог на 2 процента и посмотрим, не увеличит ли это мероприятие объем ВВП". Статистика, сформированная при участии фирм-"однодневок", весьма ненадежный показатель.
Во всяком случае, "клуб плательщиков налога с любых продаж" представляется не просто компромиссом между "клубами", предлагаемыми минфином и администрацией президента, а наиболее разумным вариантом в сложившейся ситуации.