Новости

27.03.2007 02:34
Рубрика: Общество

Он разрушил "железный занавес"

Александр Рудин, виолончелист, дирижер, профессор Московской консерватории:

-У Ростроповича совершенно невероятная исполнительская воля, выдающиеся инструментальные данные и необыкновенная голова, способная удерживать в памяти сотни сочинений.

Практически все из современных виолончелистов прошли через консерваторский класс или влияние игры Ростроповича, включая моего профессора Льва Евграфова. Он был учеником Ростроповича, и благодаря этому я в детском возрасте дважды играл Мстиславу Леопольдовичу, он меня слушал, делал замечания. Тогда в консерваторском классе собиралось огромное количество народу: это было принято, и именно на уроки к Ростроповичу и Ойстраху стекались все студенты, просто чтобы послушать.

Ростропович всегда был невероятно коммуникабельным человеком, и поэтому его искусство такое открытое, незамкнутое и современное. Даже записи его стали для меня одними из самых первых и потрясающих впечатлений в музыке, я слышал его и на концерте, уже незадолго до его отъезда.

Когда он уехал, люди разделились: многие приветствовали его отъезд - "скатертью дорожка", другие - достаточно известные музыканты - боялись даже упоминания, что были его учениками. Наша семья относилась к числу тех, кто воспринимал это как данность, как вынужденный поступок человека, которого принудили уехать из страны. Но независимо от оценок всем было ясно, что страна потеряла человека удивительного дарования. Самое главное, что он сделал, это инициировал массу произведений, причем для него писали не только советские, но и зарубежные композиторы. Это концерты Шостаковича, Прокофьева, Лютославского, Бриттена, Бориса Чайковского, Мечислава Вайнберга, десятки других, ставших классикой ХХ века. Фактически он первым разрушил "железный занавес" в искусстве.

Борис Покровский, оперный режиссер, руководитель Камерного музыкального театра:

- Мстислав Ростропович - один из самых близких мне людей, причем не просто друзей: он дорог мне по самому сокровенному человеческому ощущению. Когда-то нас связывали задачи искусства, театра, и, делая совместный спектакль, я всегда имел в виду, что именно Мстислав Леопольдович будет дирижировать и воздействовать на него своими необыкновенными руками, своими яркими эмоциями. Он гениальный музыкант: не только виолончелист, но и дирижер, композитор, режиссер. Главное же, что он музыкант от всего сердца. Таких людей мало в мире, и одно сознание того, что Ростропович где-то находится на земле - даже далеко, на краю света, уже дает радость, помогает работать, жить. И если бы меня сейчас спросили, с кем я хочу репетировать, я бы сказал - только с ним. Другого выбора для меня нет, потому что он дирижер не музыки, а духа человеческого.

Вадим Репин, скрипач:

- На меня как на музыканта колоссально повлияло общение с Мстиславом Ростроповичем. Мы много играем вместе - особенно музыку Шостаковича. И Мстислав Леопольдович самой своей персоной, разговорами, которые мы вели между концертами и репетициями, просто перевернул мое мировоззрение. Он, например, открыл мне, что для Шостаковича миссией жизни было служить своего рода документатором происходящего. И подобно тому, как раньше писались летописи, он смог запечатлеть все моменты жизни: и трагические, и радостные, счастливые. Это радикально изменило мой взгляд на музыку Шостаковича, но на меня воздействовало и то, что Мстислав Леопольдович - исполнитель, на своей шкуре испытавший трагедию времени.

Александр Сокуров, кинорежиссер:

- Для меня большая честь, что судьба подарила мне внимание и снисхождение такого великого человека, как Ростропович. У нас разные профессии, разные поколения, но, слава богу, одна культура одной страны. Несколько лет нашего знакомства были наполнены для меня уникальным общением, которое стало для меня великим уроком - обучением музыкальному искусству. Наверное, именно благодаря доверию и вере Ростроповича в мои возможности и способности я принял предложение Большого театра делать оперу. Не знаю, согласен ли он считать меня учеником своего класса, но я хотел быть в числе его учеников. Я надеюсь, в ближайшее время маэстро вернется к музыкальной работе. Это мое главное пожелание ко дню рождения Мастера.

Общество Ежедневник Образ жизни Культура Музыка Персона: Мстислав Ростропович